«Балаковоатомэнергоремонт» - филиал открытого акционерного общества «Атомэнергоремонт» Опыт монтажа дополнительного ГПМ в машинном зале энергоблока с реактором ВВЭР-1000 в условиях нормальной эксплуатации блока Балаково 2012 г. Доклад главного инженера «БалАЭР» - филиала ОАО «Атомэнергоремонт» Бурлакова Анатолия Александровича
Опыт эксплуатации энергоблоков с реактором ВВЭР-1000 показал, что при ремонте оборудования турбинного отделения встает на «критический путь» загрузка мостовых кранов, установленных на подкрановых путях отм. +24,0 и отм. +29,5. Типовой проект энергоблока с реактором ВВЭР-1000 предусматривает установку в машинном зале двух кранов - г/п 15 т на отм. +24,0 (КМ-15) и г/п 200 т на отм. +29,5 (КМ-200/32) - для ремонта основного (турбины К /1500-2, генератора ТВВ У3), и вспомогательного (ПВД, ПНД, СПП, ГМБ) оборудования. Как правило, загрузка данных кранов определяет на некоторых этапах «критический путь» ремонта оборудования машинного зала. С целю перераспределения загрузки кранов КМ-15 и КМ-200/32 принято решение об установке на энергоблоке 3 Балаковской АЭС дополнительного крана КМ-125/20 г/п 125 т на подкрановые пути крана КМ-200/32 (отм. +29,5).
Установка дополнительного крана позволит: Исключить потери времени на ожидание крана при ремонте оборудования турбинного отделения Сократить сроки ремонта оборудования турбинного отделения на этапах разборки и сборки оборудования за счет параллельного выполнения работ
В процессе монтажа крана КМ-125/20 закрывается доступ к технологическому оборудованию в осях 2-3 и частично ограничиваются рабочие диапазоны штатных мостовых кранов КМ-200/32 и КМ-15. Поэтому необходимо смонтировать кран не в период планово-предупредительного ремонта, а в период эксплуатации энергоблока.
При выборе способа монтажа крана были поставлены условия: не задействовать металлоконструкции кровли машинного зала не задействовать металлоконструкции кровли машинного зала свести к минимуму нагрузки на металлоконструкции стен свести к минимуму нагрузки на металлоконструкции стен Для монтажа крана КМ-125/20 решено применить вспомогательную сборную металлоконструкцию. Основные характеристики монтируемого крана: пролёт 42 м пролёт 42 м масса крана 130 т масса крана 130 т
Определение принципиальной схемы монтажа. Выбор ГПМ. В качестве подъемных механизмов приняты гидравлические домкраты г/п 50 т с ходом штока 300 мм. Монтаж проводится методом поэтапного подъема платформы с установленными на ней элементами крана с помощью гидродомкратов с наращиванием вспомогательной металлоконструкции. Этапы монтажа
Расчет вспомогательной металлоконструкции на прочность и устойчивость с определением максимально нагруженных узлов. Определение профилей металлопроката для основных и вспомогательных элементов конструкции. Масса металлоконструкции составила около 80 т. Изготовление металлоконструкции.
Расстановка на отм. +15,00 демпферных балок (применяются для раскладки тяжеловесов при ремонте турбины К /1500-2), распределяющих монтажные нагрузки на несущие колонны машинного зала.
Установка колонн металлоконструкции на демпферные балки.
Установка элементов моста крана КМ-125/20 на вспомогательную металлоконструкцию.
Подъем секций моста на проектную отметку. Подъем моста крана на проектную отметку выполняется путем поэтапного подъема трех элементов (секций) моста. Число подъемов для крайних секций – 18, для средней – 21. Крайние секции поднимаются в положении со смещением к центру для обхода подкрановых путей крана КМ-15 на отм. +24,0. При достижении проектной отметки крайние секции смещаются на подкрановые пути крана КМ-200/32 отм. +29,5 с помощью ручных лебедок. Движение секций моста крана обеспечивается предварительно установленными роликовыми опорами.
Стыковка элементов моста крана на проектной отметке. Монтаж кабины крановщика и электрооборудования крана. Демонтаж вспомогательной металлоконструкции. Проведение испытаний и ввод в работу.
Выводы: 1. Выбранный способ монтажа обеспечивает минимальные риски повреждения действующего оборудования 2. Исключает воздействия на несущие металлоконструкции кровли машинного зала 3. Монтаж крана производится в режиме нормальной эксплуатации энергоблока, не влияя на сроки ППР энергоблока; 4. Монтаж крана ведется при помощи сборных металлоконструкций, которые по окончании работ демонтируются и могут применяться для монтажа другого крана на энергоблоке с реактором ВВЭР В данный момент идут работы по монтажу крана КМ-125/20 в машзале энергоблока 1 Балаковской АЭС
Срок монтажа крана составляет 180 суток (с учетом ПНР и испытаний)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!