1 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. 2 Концепция Д.Н. Узнадзе. Установка (англ. set) – целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направленность личности 10 класс Обществознание профиль.
Advertisements

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. План. 1.Социальное поведение. 2.Структура направленности личности. 3.Жизненные цели 4.Социальные установки ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ.
Диспозиционная концепция В.А. Ядова Подготовила Михайловская А.В. 3 курс/3 группа.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Социальная психология Учебная презентация курса По специальности «Психология» Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Формирование и структура Социальная установка ( аттитюд )
Объяснительная экспериментальная социальная психология XX столетия.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
1.Структура конфликта 2. Конфликтное поведение Структура конфликта- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность.
Транксрипт:

1 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

2 Концепция Д.Н. Узнадзе. Установка (англ. set) – целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, обусловленное потребностью субъекта и объективной ситуацией (физиологические потребности). Идеи выявления особых состояний, предшествующих реальному поведению. В.Н. Мясищев: концепция отношений человека (отношение как предиспозиция). Л.И. Божович: направленность личности. А.Н. Леонтьев: личностный смысл. Проблема социальной установки в общей психологии

3 Изучение социальной установки (attitude) в социальной психологии Периоды исследований: 1. От введения термина в 1918 году (У. Томас, Ф. Знанецкий) до Второй мировой войны. Рост популярности проблемы и числа исследований гг. Упадок исследований гг. Возрождение интереса, разработка новых идей, одновременно – признание кризиса е. Обилие противоречивых и несопоставимых фактов, застой гг. Новый рост интереса к проблеме.

4 Введение понятия аттитюда: У. Томас и Ф. Знанецкий В 1918 г. Томас и Знанецкий изучали польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Адаптация зависела от: социальной организации (фиксируется через понятие «социальная ценность»); характеристик индивида (фиксируется через понятие «социальная установка», англ. attitude). Социальная установка – «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта». Или «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

5 Исследовательский бум (период с 1918 до Второй мировой войны) В 1935 году Г. Олпорт обобщил 17 определений аттитюда. Аттитюд понимался: как определенное состояние сознания и нервной системы; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Т.о. подчеркивалась зависимость аттитюда от прошлого опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

6 Функции аттитюдов ФункцияКомментарий 1. Приспособи -тельная Направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению цели. 2. ЗнаниеДает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3. ВыражениеВыступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражение личности. 4. ЗащитаСпособствует разрешению внутренних конфликтов личности.

7 осознание объекта социальной установки Структура аттитюда: М. Смит, 1942 г. Многочисленные экспериментальные исследования («Йельские исследования» К. Ховланда) выявили структуру аттитюда: Аффективный компонент эмоциональная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему Поведенческий компонент последовательное поведение по отношению к объекту Когнитивный компонент

8 Лапьер вместе с двумя студентами- китайцами посетил 252 отеля. В 251 отеле – нормальный прием. Не было различий в обслуживании Лапьера и студентов-китайцев. Через два года Лапьер обратился в 251 отель с письмами (будет ли им вновь оказан прием). Ответили из 128 отелей: 1 - согласие, 52% - отказ, остальные – уклончивые формулировки. Аттитюды и реальное поведение: эксперименты Р. Лапьера, 1934 г. США, полевой эксперимент. Вывод Р. Лапьера («парадокс Лапьера»): между аттитюдами по отношению к китайцам и реальным поведением есть различие.

9 Связь аттитюдов и поведения: объяснения «парадокса Лапьера» Упадок интереса к аттитюдам был связан со сложностями обоснования связи аттитюдов и поведения. М. Рокич: существует два аттитюда – на объект (китайцы) и ситуацию (обслужить посетителей, нормы сервиса). Д. Кац, Э. Стотленд: в разных ситуациях могли проявляться то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, результат был различным.

10 Связь аттитюдов и поведения: модели 1980-х В 1980-е было предложено несколько объяснительных моделей. Факторы, определяющие влияние аттитюда на поведение (сила, ожидаемость аттитюда). Причины, осложняющие влияние аттитюда на поведение (около 40) и условия влияния. Было разработано несколько теорий: А. Айзен, М. Фишбайн: необходимо сравнивать однопорядковые уровни аттитюда и поведения. Л. Райтсмен: теория «смывающего потока» (обстоятельства смывают очевидность влияния). Д. Бем: существует обратное отношение между аттитюдом и поведением, т.е. поведение влияет на аттитюд.

11 Диспозиционная концепция регуляции социального поведения Базовые социальные установки Социальные фиксированные установки (аттитюды) Ценностные ориентации личности Элементарные фиксированные установки 1 – поведенческий акт 2 – поступок 3 – серия поступков 4 – деятельность П Д С В.А. Ядов: иерархическая схема. Человек обладает сложной системой диспозиционнных образований. Эта иерархия – регулятивная система поведения личности.

12 Изменение социальных установок Бихевиористская традиция Принцип научения: изменение аттитюдов через систему вознаграждений и наказаний. Когнитивистская традиция Теории когнитивного соответствия: изменение установки происходит в случае, если в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Теория деятельности Объективные социальные изменения: установки изменяются при изменении деятельности или личностного смысла деятельности.