Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (вступило в силу г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (вступило в силу г.) 1. Нормативные основы 22 Необходимость разработки схем теплоснабжения городских округов, городских и сельских поселений обусловлена принятым 27 июля 2010 года Федеральным законом 190-ФЗ «О теплоснабжении» Необходимость разработки схем теплоснабжения городских округов, городских и сельских поселений обусловлена принятым 27 июля 2010 года Федеральным законом 190-ФЗ «О теплоснабжении» Статья 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ «О теплоснабжении»: Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Статья 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ «О теплоснабжении»: Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Требования к составу, содержанию и порядку утверждения схем теплоснабжения городских округов и поселений определены постановлениями Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу г.)
2. Значение схемы теплоснабжения 33 Статья 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ «О теплоснабжении»: Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии. 5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации. Обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения потребителей; 2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; 3) приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности; 4) учет инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Все вышеперечисленное определяет Схему теплоснабжения как ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА Все вышеперечисленное определяет Схему теплоснабжения как ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТА
Для поселений с численностью населения до 10 тыс. человек: в упрощенном порядке, с разработкой тех разделов, которые необходимы поселению; Для ГО и поселений с численностью населения от 10 до 100 тыс. человек: разрабатывается полностью, за исключением электронной модели системы теплоснабжения Для ГО и поселений с численностью населения свыше 100 тыс. человек: разрабатывается полностью, включая электронную модель системы теплоснабжения Для поселений с численностью населения до 10 тыс. человек: в упрощенном порядке, с разработкой тех разделов, которые необходимы поселению; Для ГО и поселений с численностью населения от 10 до 100 тыс. человек: разрабатывается полностью, за исключением электронной модели системы теплоснабжения Для ГО и поселений с численностью населения свыше 100 тыс. человек: разрабатывается полностью, включая электронную модель системы теплоснабжения Анализа существующего положения в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения 3. Задачи, решаемые схемой теплоснабжения 44 СХЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Схема теплоснабжения разрабатывается: Оценки перспективного потребления тепловой энергии на цели теплоснабжения Расчета перспективных топливных балансов, балансов тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки, в том числе в аварийных режимах; Разработки и оценки предложений по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, тепловых сетей и сооружений Оценки надежности теплоснабжения Обоснования инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение Определения единой теплоснабжающей организации
4. Электронная модель системы теплоснабжения 5 Разработка осуществляется в соответствии с новыми нормативными требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от и включает в себя: а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов; б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения; в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное; г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть; д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии; е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку; ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя; з) расчет показателей надежности теплоснабжения; и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения; к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей. а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов; б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения; в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное; г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть; д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии; е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку; ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя; з) расчет показателей надежности теплоснабжения; и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения; к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей. Требование о разработке электронных моделей систем теплоснабжения городских округов и поселений содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» Однако, как следует из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года 154, разработка электронной модели не является обязательной для городских округов и поселений с численностью населения менее 100 тыс. человек. 5
Единая теплоснабжающая организация – ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛИТЕТА Единая теплоснабжающая организация – ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛИТЕТА 5. Единая теплоснабжающая организация 6 заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения. Статус единой теплоснабжающей организации определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: 6 Критерии определения единой теплоснабжающей организации Критерии определения единой теплоснабжающей организации владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; В случае, если таких заявок несколько, то уполномоченный орган проводит отбор по критериям в последовательности убывания значимости и присваивает статус победителю. Порядок определения единой теплоснабжающей организации Порядок определения единой теплоснабжающей организации В проекте схемы теплоснабжения определяются границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации. В течение месяца с момента публикации проекта схемы теплоснабжения теплоснабжающие организации подают заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
6. Ответственный подход 7 Обеспечение коммуникации между всеми участниками теплоэнергетического рынка, а также органами власти, создание рабочей группы при Главе муниципалитета На этапе предпроектного обследования 7 На этапе разработки схемы теплоснабжения Использование передовых технических решений в области теплоснабжения с включением их в схему При разработке схем теплоснабжения необходимо руководствоваться стратегией ОТВЕТСТВЕННОГО ПОДХОДА Распределение и закрепление ответственности за предоставление информации, создание эффективной системы сбора данных, необходимых для разработки схемы теплоснабжения Непосредственное документарное и визуальное обследование систем теплоснабжения муниципального образования, включая теплоисточники, тепловые сети и иные элементы системы теплоснабжения Использование положительного опыта и зарекомендовавших себя типовых решений в области теплоснабжения для обеспечения надежности системы в целом Разработка и анализ различных групп вариантов развития системы теплоснабжения Формирование и представление муниципалитету нескольких вариантов схемы теплоснабжения для осуществления квалифицированного и свободного выбора Непосредственное участие в проведении публичных слушаний и процедуре утверждения схемы теплоснабжения
Решение об установлении для теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций тарифов на уровне выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) самостоятельно и не требует согласования с ФСТ России. Схема теплоснабжения – недостающее звено, позволяющее: с одной стороны - создать необходимое обоснование размеров инвестиций для долгосрочного регулирования тарифов организации коммунального комплекса; с другой стороны – создать устраивающие кредитную организацию механизмы и гарантии возврата инвестиционных средств, привлеченных организацией коммунального комплекса Схема теплоснабжения – недостающее звено, позволяющее: с одной стороны - создать необходимое обоснование размеров инвестиций для долгосрочного регулирования тарифов организации коммунального комплекса; с другой стороны – создать устраивающие кредитную организацию механизмы и гарантии возврата инвестиционных средств, привлеченных организацией коммунального комплекса 7. Привлечение инвестиций в ЖКК 88 Сложный и не проработанный на нормативном уровне порядок установления тарифов на долгосрочный период регулирования В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОЛГОСРОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Отсутствие гарантий возврата инвестиций, и, как следствие, трудности привлечения кредитных ресурсов и заемных средств ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии. Федеральный закон от 27 июля 2010 года 190-ФЗ «О теплоснабжении»:
Схема теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления, уполномоченными органами местного самоуправления, юридическими лицами на срок не менее 15 лет. Юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Проект схемы теплоснабжения в течение 15 дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению на сайте. Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Глава местной администрации с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний утверждает схему теплоснабжения. Определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации. Схема теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления, уполномоченными органами местного самоуправления, юридическими лицами на срок не менее 15 лет. Юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Проект схемы теплоснабжения в течение 15 дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению на сайте. Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Глава местной администрации с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний утверждает схему теплоснабжения. Определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации. 8. Разработка схемы теплоснабжения 99
Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии. Орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, утверждает инвестиционную программу теплоснабжающей организации исходя из объема инвестиций, предусмотренных за ней в схеме теплоснабжения. Орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, устанавливает долгосрочные тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающей организации исходя из объема инвестиций, предусмотренных за ней в схеме теплоснабжения и утвержденных в инвестиционной программе. В случае необходимости орган исполнительной власти принимает решение об установлении для тарифов на уровне выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ. Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии. Орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, утверждает инвестиционную программу теплоснабжающей организации исходя из объема инвестиций, предусмотренных за ней в схеме теплоснабжения. Орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, устанавливает долгосрочные тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающей организации исходя из объема инвестиций, предусмотренных за ней в схеме теплоснабжения и утвержденных в инвестиционной программе. В случае необходимости орган исполнительной власти принимает решение об установлении для тарифов на уровне выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ. 9. Тарифное регулирование 10
Организация коммунального комплекса формирует заявки на открытие кредитной линии для реализации инвестиционных программ в банковские учреждения, в качестве обоснования и гарантий возврата кредитов используя утвержденные уполномоченным органом тарифные решения, инвестиционные программы и схему теплоснабжения. Организация коммунального комплекса формирует заявки на получение субсидий, бюджетных кредитов или иных трансфертов для реализации инвестиционных программ в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в качестве обоснования используя утвержденные уполномоченным органом тарифные решения, инвестиционные программы и схему теплоснабжения. Банковские учреждения и бюджеты соответствующих уровней представляют организации коммунального комплекса требуемые ей для реализации инвестиционной программы финансовые средства под гарантии возврата, предусмотренные схемой теплоснабжения. Аналогично осуществляется привлечение средств частных инвесторов. Организация коммунального комплекса формирует заявки на открытие кредитной линии для реализации инвестиционных программ в банковские учреждения, в качестве обоснования и гарантий возврата кредитов используя утвержденные уполномоченным органом тарифные решения, инвестиционные программы и схему теплоснабжения. Организация коммунального комплекса формирует заявки на получение субсидий, бюджетных кредитов или иных трансфертов для реализации инвестиционных программ в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в качестве обоснования используя утвержденные уполномоченным органом тарифные решения, инвестиционные программы и схему теплоснабжения. Банковские учреждения и бюджеты соответствующих уровней представляют организации коммунального комплекса требуемые ей для реализации инвестиционной программы финансовые средства под гарантии возврата, предусмотренные схемой теплоснабжения. Аналогично осуществляется привлечение средств частных инвесторов. 10. Привлечение инвестиций 11
Организация коммунального комплекса за счет привлеченных средств заключает договоры с коммерческими компаниями на поставку оборудования, выполнение работ, оказание услуг, проектирование строительства, модернизации, реконструкции объектов теплоэнергетического комплекса. Компании-поставщики, подрядчики, исполнители, проектировщики осуществляют выполнение работ в соответствии с заключенными договорами, формируя при этом целевой результат утвержденной инвестиционной программы и схемы теплоснабжения. Организация коммунального комплекса осуществляет приемку работ в области строительства, модернизации, реконструкции объектов теплоэнергетического комплекса, получая в итоге модернизированную теплоэнергетическую инфраструктуру, и отчитывается о выполнении мероприятий инвестиционной программы и схемы теплоснабжения. В ходе поставки тепловой энергии и оказания услуг по ее передаче, за счет принятых тарифных решений и утвержденной необходимой валовой выручки организация коммунального комплекса осуществляет погашение задолженности по привлеченным средствам и по плате за пользование ими. Организация коммунального комплекса за счет привлеченных средств заключает договоры с коммерческими компаниями на поставку оборудования, выполнение работ, оказание услуг, проектирование строительства, модернизации, реконструкции объектов теплоэнергетического комплекса. Компании-поставщики, подрядчики, исполнители, проектировщики осуществляют выполнение работ в соответствии с заключенными договорами, формируя при этом целевой результат утвержденной инвестиционной программы и схемы теплоснабжения. Организация коммунального комплекса осуществляет приемку работ в области строительства, модернизации, реконструкции объектов теплоэнергетического комплекса, получая в итоге модернизированную теплоэнергетическую инфраструктуру, и отчитывается о выполнении мероприятий инвестиционной программы и схемы теплоснабжения. В ходе поставки тепловой энергии и оказания услуг по ее передаче, за счет принятых тарифных решений и утвержденной необходимой валовой выручки организация коммунального комплекса осуществляет погашение задолженности по привлеченным средствам и по плате за пользование ими. 11. Реализация схемы теплоснабжения 12
12. Комплексное развитие системы теплоснабжения 13 Обновленный высокоэффективный комплекс тепловой энергетики муниципалитета Реформирование теплоэнергетики и повышение ответственности всех субъектов рынка тепловой энергии Обновленный высокоэффективный комплекс тепловой энергетики муниципалитета Реформирование теплоэнергетики и повышение ответственности всех субъектов рынка тепловой энергии
13. Выводы 14 РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ИХ ВОЗВРАТА, ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ – ЕДИНСТВЕННЫЙ УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ИХ ВОЗВРАТА, ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ