Художественная роспись ткани Учитель технологии: Авиленко Н.П.
Батики, которые изображали фигуры божественного происхождения, становились главными украшениями в храмах. Ява. «Золотой» батик с ваянг фигурами. Ваянг стиль. Индонезия.
Подобная техника использовалась не только для росписей тканей, но и в украшении пасхальных яиц. Восковой батик. Пасхальные яйца.
В нашей стране ручная роспись зародилась в начале 30 – х годов и получила широкое развитие и признание. До этого существовало лишь гладкое крашение и набойка. Набойка – ручная печать набойными досками. В основном набойкой печатались платки. Знаменитые Павловские платки до сих пор печатаются по старинной технологии, вручную, деревянными набойками, в городе Павловский Посад.
Набойкой печатались на только штучные изделия, платки, но и метровые ткани. Часто затем они раскрашивались вручную кисточкой.
И.Фигерт. Платок «Джунгли». А.Т.Мёрстедт. Настенное панно «Весенний праздник».
При горячем батике силуэт или контуры рисунка наносят на ткань расплавленным парафином. Затем ткань окрашивают в холодном растворе красителя или расцвечивают растворами красителей от руки, с помощью ватных тампонов и кистей. После ткань просушивают и для удаления парафинового резерва проглаживают горячим утюгом через листы пористой бумаги.
При холодном батике основным резервирующим веществом является резиновый клей. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками. В отличие от горячего батика резерв холодного батика не удаляют с ткани.