Художественная роспись Русского Севера Шелестюк С.Г., учитель начального образования высшей квалификационной категории высшей квалификационной категории МОУ «средняя школа 80» г. Владивосток 2010 г
Народные росписи Русского Севера Севернорусские крестьянские росписи по дереву - один из самых молодых видов традиционного народного искусства; в исторически короткий срок они органично вошли в народную культуру и стали одной из характернейших ее черт. Распространение росписей в крестьянской среде отражает ее способность к усвоению самых различных веяний, без особого ущерба
Туески, короба
Роспись интерьера
Роспись ставень
Расписные прялки Следует отметить, что одной из причин быстрого внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения утвари и различных элементов жилища трехгранно- выемчатой и скульптурной резьбой. Не случайно росписью и резьбой украшали одни и те же предметы. И если резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет.резьбой
Узоры для интерьера
Узоры полотенец
Посуда
Дизайн компьютерных мышек
Панно
Расписные сани
Разделочная доска
Посуда. Резьба по дереву.
Панно
Народный костюм
Ширма
Интерьер дома
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.
Истоки Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
Росписи Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции
Элементы росписи мезенской прялки Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края. Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителелей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т.д.
Бердо Бердо - это решетка, состоящая из ряда клеток (от 2 до 4) в один или два ряда, в окружении уточек. Сверху и снизу от бердо идут геометрические ленты ("поля2). Обычно одна из лент направлена вертикально, а другая - горизонтально.
Края, обводки Волны, бугорок и росток
Мелкие элементы мезенской росписи. Все эти элементы могут быть как мелкими, так и увеличенными, самостоятельными. Волнообразные линии, зигзаг, стихийка - условные изображения воды. Движущийся крест, свастика - древнейший знак коловорота, движения солнца.
Уточка Водоплавающие птицы символизируют души наших предков. Утка к тому же символ ночного подводного движения солнца. Кистью (белка или колонок) 2 сверху вниз делается мазок замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.
Лебедь Коротким мазком вниз намечается линия шеи. Затем к нему добавляется нижняя линия туловища. Если она не получилась в один прием, то дополняется новым, еще одним подобным мазком. "Капельки" могут стать как хвостом, так и крылом птицы. Птицы, выполненные только черным цветом, создают впечатление второго плана, дали, вносят декоративное разнообразие. Из одинаковых замалевков могут получиться разные птицы (гусыня и лебедь).
Композиция в квадрате.
Композиция в прямоугольнике
Композиции в круге
Последовательност ь рисования фигур коня