Роспись: Сказочная Гжель
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Примеры посуды в стиле Гжель:
Совершенство в каждой детали:
Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ся с Гжельской росписью, приобщиться к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.
Ход работы: 1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии. Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.
Для работы необходимо иметь: Гуашь художественную белого и синего цветов Кисти круглые беличьи или колонковые: большую(10-12), среднюю (6-8) и маленькую (2-4) Баночку с водой Мягкую тряпочку для снятия лишней краски Пластмассовую палитру для получения различных оттенков синего цвета. Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок. Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью 2-4.
) Бордюры - простейшие орнаменты: необходимо уловить их закономерность.
Мазок «Капелька» Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется
Мазок с тенью.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону или " мазок тенями. В нем виден постепенный переход от светлого к темному Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (8, 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
МОЗАИКОВАЯ РОСПИСЬ Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова. Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (6- 8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.
Животные и птицы невиданной красы. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.