Суриков Василий Иванович ( ),,
Родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора,
В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н. В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.,
. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником. К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора.,
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма.,
,
К 1881 году картина «Утро стрелецкой казни» предстала перед публикой, Суриков был молод, полон творческих планов, счастливо женат и имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. в быту он всегда был крайне аскетичен и прост.,
,
, Картина «Меншиков в Березове» была задумана мастером в деревне Перерве под Москвой, куда семья художника выехала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки с низким потолком и маленькими окошками. Погода была дождливой и холодной, все семейство постоянно сидело дома, кутаясь в платки и шубы.
,
, В «Боярыне Морозовой» вновь поднимает тему выбора Россией своего исторического пути. Петр I завершил то, что начал его отец царь Алексей Михайлович. Именно при нем произошло событие, позволившее в дальнейшем Петру повернуть Россию на европейский путь развития.
,
, В картине «Взятие снежного городка» зародилась новая суриковская тема тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
,
, И.Е.Репин писал по поводу Ермака: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга...».
,
, Труднее всего Сурикову далась его последняя картина «Степан Разин». Разин вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
,