1 Совещание с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерстве регионального развития Российской Федерации г. Москва, 30 июля 2010 г. Открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Развитие рынка строительства жилья экономкласса и ипотеки в регионах Российской Федерации для устойчивой реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
2 Поддержка платежеспособного спроса на жилье за счет ипотеки Дифференциация ставок в зависимости от типа жилья Для первичного рынка % (льготная ипотека по программе АИЖК и Внешэкономбанка) Для вторичного рынка 12-13% (рыночное ценообразование) Смещение приоритета господдержки ипотеки на первичный рынок Вновь построенное жилье Жилье экономкласса Малоэтажное жилье Специальные ипотечные программы для отдельных категорий граждан («Военная ипотека», «Материнский капитал») Защита интересов и расширение прав заемщиков Программа реструктуризации для заемщиков, попавших в трудную финансовую ситуацию Ипотечное страхование Начало формирования маневренного фонда в регионах
3 Размер ежемесячного платежа по кредиту в зависимости от снижения стоимости кв. м. и процентной ставки Ежемесячный платеж в большей степени зависит от стоимости квадратного метра, чем от ставки по ипотеке Для повышения доступность жилья необходимо снижать стоимость квадратного метра – реализовывать проекты строительства жилья экономкласса Ежемесячный платеж по кредиту: квартира 60 кв.м., 55 т.р. за кв.м., ставка 13.5%,
4 Схема реализации программы «Стимул»
5 Гарант сбыта – новый участник кредитных отношений Гарант сбыта принимает на себя обязательства приобрести нереализованные к установленной дате жилые помещения по проекту у застройщика по договорной цене. Залоговая стоимость нереализованных жилых помещений определяется по цене минимальной из: -стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ; -цены приобретения (постановки на баланс) Гарантом сбыта 1 кв. м жилого помещения, подтвержденной отчетом об оценке. В случае выкупа такое жилье может использоваться субъектом Российской Федерации для развития сегмента найма жилья, в том числе социального найма, а также создания маневренного фонда. Строительство жилья может осуществляться как на площадках Фонда РЖС, так и площадках, предоставляемых субъектом Российской Федерации либо муниципалитетом. Для снижения риска выкупа жилья Гарантом сбыта необходимо контрактовать спрос до начала строительства.
6 Переход от госзакупок жилья к контрактованию частного спроса до начала строительства Покупатель жильяМинистерство обороны РФ Граждане, в т. ч. военные, держатели сертификатов МСК, льготные категории населения, жилищные кооперативы, Фонд РЖС Финансирующая сторонаМинистерство финансов РФ Банки (при условии гарантированного рефинансирования через АИЖК) Аванс при заказе строительства жилья 30%10% Платеж по завершении строительства 70% 90% (ипотечные кредиты, рефинансируемые АИЖК)
7 Задачи Соглашения: Согласовать действия Министерства регионального развития Российской Федерации, региональных администраций и АИЖК по развитию жилищного строительства и ипотеки, в том числе формы господдержки и объемы финансирования региональным бюджетом, РО и АИЖК Расширить функции не только АИЖК, но и РО: Гарантии выкупа жилья Гарантии возврата средств дольщиков Гарантии выкупа незавершенного строительства Повысить доступность ипотечных кредитов для населения за счет: снижения процентной ставки по кредитам снижения первоначального взноса за счет субсидирования региональными бюджетами и/или за счет ипотечного страхования программ помощи заемщикам – приоритет реструктуризации перед обращением взыскания АИЖК дает гарантии выкупа: Ипотеки физлиц Ипотеки юрлиц (доходные дома) Соглашение о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья экономкласса с Администрациями субъектов РФ
8 Реализация Программы «Стимул» По состоянию на г. по программе «Стимул» 25 банков реализуют 47 проектов жилищного строительства общей площадью 720 тыс. кв.м. в 16 регионах РФ. В стадии рассмотрения находятся 85 проектов из 31 региона на сумму 25,7 млрд. руб. и общей площадью строительства тыс. кв.м С 18 региональными администрациями подписаны соглашения о сотрудничестве Вход в программу – через Банк В реализации программы может участвовать любой регион РФ По состоянию на г. по программе «Стимул» 25 банков реализуют 47 проектов жилищного строительства общей площадью 720 тыс. кв.м. в 16 регионах РФ. В стадии рассмотрения находятся 85 проектов из 31 региона на сумму 25,7 млрд. руб. и общей площадью строительства тыс. кв.м С 18 региональными администрациями подписаны соглашения о сотрудничестве Вход в программу – через Банк В реализации программы может участвовать любой регион РФ
9 Необходимость создания маневренного фонда Социальная защита граждан Переселение ипотечных заемщиков, лишившихся единственного жилья Отселение людей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций Маневренный фонд не является жильем для социального найма Защита прав кредиторов и пенсионных накоплений, инвестированных в ипотечные ценные бумаги Отселение ипотечных заемщиков, лишившихся единственного жилья Оперативность выселения Снижение рисков банков и как следствие снижение процентной ставки Доходность и защита инвестирования средств пенсионных накоплений БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА, ЗАЕМЩИКОВ, КРЕДИТОРОВ И ПЕНСИОНЕРОВ
10 Выгода в создании маневренного фонда для регионального бюджета Реализация программы «Стимул» формирует дополнительные доходы регионального бюджета за счет роста нового строительства жилья и активизации ипотечного кредитования Создание маневренного фонда влечет за собой дополнительные расходы Повышение качества ипотечных кредитов способствует устойчивому развитию ипотеки и реализации программы «Стимул» и как следствие снижаются затраты на создание маневренного фонда Подписание соглашения о создании маневренного фонда должно происходить одновременно с подписанием соглашения о реализации программы «Стимул»