ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА К.э.н. Григорий Владимирович Калягин
1.Общественные блага в типологии благ. 2.Государство как агентство по производству общественных благ. 3.Институты как общественные блага. 4.Спонтанный экономический порядок и происхождение прав собственности. 5.Понятие социального контракта. 6.Вертикальный социальный контракт: модель оседлого бандита. 7. НОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
7.Горизонтальный социальный контракт: модель консенсусной демократии. 8.Ограничения монопольной власти правителя. 9.Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция. 10. Группы специальных интересов и распределительная демократия. 11. Эффективность государственного управления и экономическое развитие. 7. НОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Исключаемость из потребления блага – возможность исключения из числа потребителей блага тех, кто не платил за него. Конкуренция при потреблении блага – сокращение потребления блага каждым из индивидов, имеющих доступ к благу с увеличением числа тех, у кого есть этот доступ. Величина предельных издержки предоставления блага дополнительному потребителю. 7.1.Общественные блага в типологии благ Общественные блага в типологии благ.
Свойства благ Наличие исключитель- ности доступа Отсутствие исключитель- ности доступа Конкуренция при потреблении Частные блага Социально- значимые блага Отсутствие конкуренции при потреблении Клубные блага Обществен- ные блага
Оживленное шоссе Национальная оборона Социально- значимые блага Чистые общественные блага 7.1.Общественные блага в типологии благ Общественные блага в типологии благ. Издержки исключения из потребления блага Предельные издержки обеспечения благом Чистые частные блага Здоровье нации Локальные обществен- ные (клубные) блага Уровень образования нации Безлюдное шоссе Маяк Автомобиль
7.2. Государство как агентство по производству общественных благ. Нет исключительности доступа к благу Необходимость централизованного производства блага Проблема безбилетника Отсутствие материальной заинтересованности в производстве блага Стратегическое поведение
Рост индивидуальной ставки дисконтирования будущих доходов Отсутствие стимулов к инвестированию Размывание прав собственности 7.2. Государство как агентство по производству общественных благ.
7.3. Институты как общественные блага. Рост трансакционных издержек Невозможность кооперации и обмена Отсутствие единых, принимаемых всеми правил
Частная защита формальных правил Максимизация прибыли – максимизация числа раскрытых преступлений 7.3. Институты как общественные блага. Общественная защита формальных правил Минимизация числа совершаемых преступлений
7.4. Спонтанный экономический порядок и происхождение прав собственности. Спонтанный экономический порядок – анархическое, безгосударственное существование общества. Спонтанный экономический порядок – анархическое, безгосударственное существование общества. Институты возмездия за нанесенный ущерб (поддерживаемые группами возмездия). Институты возмездия за нанесенный ущерб (поддерживаемые группами возмездия). Институты взаимного страхования от голода: Институты взаимного страхования от голода: Распределение излишков урожая; Распределение излишков урожая; Приношение даров; Приношение даров; Брачные и родственные правила; Брачные и родственные правила; И др. И др.
Военные усилия Продукт Оборона 7.4. Спонтанный экономический порядок и происхождение прав собственности. Индивид АИндивид В Произво- дительные усилия Нападение Произво- дительные усилия Продукт Военные усилия Нападение Оборона
7.4. Спонтанный экономический порядок и происхождение прав собственности. Относительная интенсивность военных усилий А Доля ресурсов, направляемая на военные усилия А Доля ресурсов, направляемая на военные усилия В = Пропорция успеха Доля ресурсов, контролируемая А Доля ресурсов, контролируемая В = Параметр решительности (m) Отдача от нападения А = Отдача от обороны А
7.4. Спонтанный экономический порядок и происхождение прав собственности.
УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ СПОНТАННОГО ПОРЯДКА: Параметр решительности
Гоббс: «каждый должен подчинить свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица». Власть суверена над подданными практически абсолютна. Л Локк: «государь обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу». Даже после образования государства сувереном остается народ, который имеет право лишить правителя власти Понятие социального контракта.
Естественное распределение благ Постконституционный договор: «государство производящее» Теория общественного договора Дж. Бьюкенена 7.5. Понятие социального контракта. Конституционный договор: «государство защищающее»
7.6. Вертикальный социальный контракт: модель оседлого бандита. БАНДИТ-ГАСТРОЛЕР Высокая неопределенность Высокая ставка дисконтирования ожидаемых будущих доходов Стремление к максимизации краткосрочного дохода Нет заинтересованности в сохранении у жертв стимулов и физических возможностей для производительной деятельности
ОСЕДЛЫЙ БАНДИТ Физическая возможность производства благ 7.6. Вертикальный социальный контракт: модель оседлого бандита. Стимулы к производству благ О Оседлый бандит обладает сравнительным преимуществом в осуществлении насилия и благодаря этому способен контролировать определенную территорию
Потребление Правитель Подданные Производство 7.6. Вертикальный социальный контракт: модель оседлого бандита. Налоги Общественные блага (защита прав собственности)
7.7. Горизонтальный социальный контракт: модель консенсусной демократии. КОНСЕНСУСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Все средства, которые общество собирает в виде налогов идут на производство общественных (социально-значимых) благ Достающееся каждому индивиду количество совместно предоставляемых благ прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ
7.7. Горизонтальный социальный контракт: модель консенсусной демократии. Y, G, T LgLg LgLg R(L * A ) R 0 L*AL*A L*NL*N R(L g ) C L*AL*A L*NL*N G(L g ) T(L g ) Y(L g ) B A Y(L * A ) Y(L * N ) tY(L * A ) tY(L * N ) 0
Оппортунистическое поведение Ограниченность монопольной власти правителя Ограниченная рациональность 7.7. Горизонтальный социальный контракт: модель консенсусной демократии. Невозможность совершенных вертикальных и горизонтальных социальных контрактов
7.8. Ограничения монопольной власти правителя. Прямая конкуренция ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ Объективные ограничения Организованная преступность Иностранные государства
Объективные ограничения Рациональная неосведомленность индивидов (горизонтальный социальный контракт) Деятельность распределительных коалиций Функционирование государственного аппарата 7.8. Ограничения монопольной власти правителя. Издержки измерения налоговой базы
Факторы, обеспечивающие возникновение и устойчивое существование организованной преступности: 1.Н едостаточные усилия государства по поддержанию контрактов. 2.Г осударственный запрет на занятие теми или иными видами деятельности. 3.Г осударственное регулирование предпринимательской деятельности и строительство административных барьеров Ограничения монопольной власти правителя.
ВНЕШНЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ Военная угроза Экономическое давление Политическое давление 7.8. Ограничения монопольной власти правителя. «Голосование ногами» Отток капитала
П Поиск ренты (рентоориентированное поведение – rent seeking) – усилия, направленные на изменение действующей системы формальных правил, с целью достижения монопольной власти на каком- либо рынке (либо увеличения индекса монопольной власти) и присвоения соответствующего монопольного дохода Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция.
Товар 2 U3U3 C X X Y U1U1 U2U2 B A 0 Товар 1 Y
П Потери общественного благосостояния от поиска ренты: 1.Р асходы (в том числе, неденежные) потенциальных получателей монопольной власти; 2.У силия и расходы политиков и чиновников, направленные на удовлетворение интересов соискателя ренты или на противодействие ему; 3.О бщественные потери от усиления монопольной власти в случае успешного поиска ренты Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция.
РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ ГРУППИРОВКИ ОСЕДЛОГО БАНДИТА Рост преимуществ в осуществлении насилия Увеличение издер- жек мониторинга Увеличение вероят- ности дворцового переворота 7.9. Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция. Увеличение оптимального числа подданных Институционализация коррупции
G, T LgLg C L*AL*A L*NL*N G(L g ) T(L g ) B A tY(L * A ) tY(L * N ) tY(L A ) Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция. G(L g ) D E L A
Без нарушения формальных правил ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ С нарушением формальных правил 7.9. Рентоориентированное поведение и институциональная коррупция. Лояльность чиновников Поиск ренты чиновниками