ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. – Первая редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году.
Принципы обеспечения национальной безопасности: законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность; комплексный подход; единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности; разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности; оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.
Концепция определяет стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной целостности и суверенитета; незыблемость конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.
Роль и место Беларуси в современном мире. Республика Беларусь – состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.
1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность Экономическая безопасность – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики. – Значительные показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: – высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, – высокая энерго- и материалоемкость продукции, – низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, – отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Научно-технологическая безопасность – состояние отечественных научно- технологического и образовательного потенциалов, обеспечивающих возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в данной сфере. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Нейтрализация внутренних и внешних источников угроз в научно-технологической сфере предполагает, прежде всего, завершение формирования эффективной национальной инновационной системы. – Особую роль в развитии научно-технологической сферы предстоит сыграть Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., в которой запланирована реализация 223 проектов по созданию новых предприятий и производств. Помимо этого около 900 инновационных проектов будет реализовано на отраслевом и региональном уровнях. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Социальная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно- нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Республика Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. Страна достигла высокого уровня развития человеческого потенциала, занимая по этому показателю 61-е место среди 182 стран и территорий мира, опережая другие государства СНГ. Отличительной особенностью, фактором социально- экономической стабильности нашей страны является обеспечение высокой занятости населения, недопущение массового высвобождения работников. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Демографическая безопасность – состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально- экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Численность и качественные характеристики народонаселения являются исходным и главным ресурсом социально- экономического и политического развития государства, фактором обеспечения его внутренней и внешней безопасности и процветания. В то же время обеспечение достойных условий и качества жизни людей являются высшими смыслом и целью деятельности государства, общества и отдельного человека. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Налицо также позитивная тенденция роста рождаемости населения страны. По сравнению с 2005 годом общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,2 случая на 1 тыс. человек до 11,4 – в 2010-м, а суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рожденных детей, приходящихся на 1 женщину) – соответственно с 1,29 до 1,44. Реализация комплекса социальных и демографических мер в среднесрочной перспективе позволит Беларуси выйти на среднеевропейские стандарты уровня и качества жизни, прочно закрепиться в списке 50 ведущих стран мира по индексу развития человеческого потенциала. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
Концепцией разработаны основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической безопасности. – Главная роль в решении этих задач отводится структурной перестройке экономики. В связи с этим предполагается ускоренно развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. 1. Экономическая, научно-технологическая, социальная и демографическая безопасность
2. Информационная безопасность Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.
Основными национальными интересами Республики Беларусь в информационной сфере являются: – реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации; – формирование и поступательное развитие информационного общества; – преобразование информационной индустрии в экспортно- ориентированный сектор экономики; – эффективное информационное обеспечение государственной политики; – обеспечение надежности и устойчивости функционирования критически важных объектов информатизации. 2. Информационная безопасность
В 2010 году была принята Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, в которой определены цели, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества. 2. Информационная безопасность
В 2010 году в Беларуси зафиксировано более 2 тыс. киберпреступлений. В конце 2010 года и апреле 2011 г. зафиксированы многочисленные DDoS-атаки на сайты государственных органов республики. Причем им подвергались не только госресурсы, но и социальные сети и коммерческие веб-страницы. 2. Информационная безопасность
3. Политическая безопасность Политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности.
Основные национальные интересы Республики Беларусь в политической сфере: – соблюдение конституционных прав и свобод человека; – устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства; – обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества; – достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь; – развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей; 3. Политическая безопасность
– эффективное противодействие коррупции; – формирование многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве, обеспечивающих участие Беларуси в решении вопросов, затрагивающих ее интересы; – совершенствование и укрепление механизмов обеспечения национальной и коллективной безопасности с участием Республики Беларусь на глобальном, региональном и двустороннем уровнях, придание международной безопасности всеобъемлющего и комплексного характера; 3. Политическая безопасность
Белорусская общественно-политическая модель основана на принципах демократии и верховенстве норм права. Для республики характерны политическая и социальная стабильность, курс на постоянный рост качества и уровня жизни населения. Республика Беларусь является активным субъектом международных отношений, донором международной и европейской безопасности, целенаправленно участвует в формировании многополярного мира, руководствуясь принципами взаимного уважения, равноправия и справедливости. 3. Политическая безопасность
4. Военная безопасность Республики Беларусь Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз.
Военная безопасность нашего государства по-прежнему остается в числе приоритетов. Её обеспечение сегодня осуществляется в принципиально новых геополитических, политических и экономических условиях – в условиях независимого суверенного государства. Беларусь обеспечивает военную безопасность, исходя из принципов «оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам». 4. Военная безопасность Республики Беларусь
В военной сфере основными национальными интересами являются: укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь; эффективное стратегическое сдерживание, обеспечивающее поддержание мира, региональной безопасности и предотвращение угрозы применения военной силы против Республики Беларусь; защита независимости, территориальной целостности, суверенитета республики в случае применения против нее военной силы или угрозы силой; 4. Военная безопасность Республики Беларусь
развитие военной организации государства, поддержание уровня оборонного потенциала, соответствующего возможностям государства и достаточного для решения задач мирного и военного времени; укрепление международных и региональных механизмов военной безопасности, партнерства и доверия; последовательное развитие и укрепление военного и военно- технического сотрудничества с Российской Федерацией; повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 4. Военная безопасность Республики Беларусь
Военная безопасность Республики Беларусь гарантирована на достаточном уровне, с опорой прежде всего на политико- дипломатические, информационные и другие невоенные методы. Вооруженные силы (ВС) остаются гарантом независимости, территориальной целостности, суверенитета государства. 4. Военная безопасность Республики Беларусь
5. Приоритетные направления обеспечения безопасности в экологической сфере Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.
Природа и окружающая среда в целом являются индикаторами благополучия граждан. Природные ресурсы – исконное богатство. И именно на них в последнее время сделана особая ставка. Экономические интересы не должны идти в разрез с экологическими. Достичь этого можно лишь при хорошо просчитанном, научно обоснованном и рачительном подходе. 5. Приоритетные направления обеспечения безопасности в экологической сфере
Основными национальными интересами в экологической сфере являются: обеспечение экологически благоприятных условий жизнедеятельности граждан; преодоление негативных последствий радиоактивного загрязнения территории страны и иных чрезвычайных ситуаций, реабилитация экологически нарушенных территорий; устойчивое природно-ресурсное обеспечение социально- экономического развития государства; рациональное использование природно-ресурсного потенциала, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем; содействие поддержанию глобального и регионального экологического равновесия. 5. Приоритетные направления обеспечения безопасности в экологической сфере
Наша страна богата земельными, лесными, водными, минерально-сырьевыми ресурсами, и их надо использовать рационально, извлекая максимальную выгоду для экономики и минимизируя вред природе. Ведь обеспечение здоровья населения напрямую зависит от состояния природных экосистем. 5. Приоритетные направления обеспечения безопасности в экологической сфере
Новая редакция Концепции национальной безопасности сконцентрирована на главной задаче – продолжить активное формирование условий, в которых страна будет стабильно развиваться, а белорусские граждане – чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне.