Семинар кураторов Н.А. Крылова
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Поступление в техникум, выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии.
Для юношества свойственны - максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности; пренебрежение к советам старших; критиканство; проявление недоверия; отсутствие подлинной самостоятельности; повышенная внушаемость; существенная перестройка эмоциональной сферы. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Помимо учебной работы подросток вступает в активное общение с товарищами, участвует в культмассовых, спортивных, военно-патриотических, трудовых мероприятиях, влюбляется, т.е. живет полнокровной жизнью молодого человека. Большое значение имеет дружба, доверительные отношения. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю – воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Трудности, которые вызваны условиями учебного заведения изменения привычного ритма жизни; недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить; разлука с родителями, родственниками; повышенная требовательность преподавателей; перегрузки учебной деятельности; сложность учебного материала; особенности нового коллектива; слабая общеобразовательная подготовка; особенности взаимоотношений в группе; отсутствие навыков общения и ведения дискуссии; отсутствие навыков учебной деятельности.
Деятельность преподавателей, кураторов в период адаптации должна быть направлена на выявление проблем первокурсников, анализ причин возникающих у них трудностей и оказание им психологической помощи и поддержки. Берясь учить, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости первокурсников, тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
С точки зрения преподавания – авторитарный подход недопустим. Важно наладить психологический контакт с первокурсниками, не делать скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и др. Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен уметь логически убедить студента в своей точке зрения. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Основные факторы, способствующие адаптации первокурсников общительность, умение учиться, поддержка родителей, группы, преподавателей, стремление получить избранную специальность.
Первый курс – самый сложный и трудный для учащихся. Существенную же роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть преподаватель и психолого- педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ