Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние порядка рождения и состава семьи на развитие эмоционального интеллекта А.А. Панкратова МГУ имени М.В. Ломоносова Факультет психологии, кафедра.
Advertisements

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: средовые причины индивидуальных различий А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, О.С. Алексеева МГУ им. М.В. Ломоносова Молекулярно-генетический.
Возможности диагностики эмоционального интеллекта в период ранней зрелости Научный руководитель: к. психол. наук, доцент Волкова М. Н. 1.
К УРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : «С ПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ » Выполнила: студентка группы П2-09 Муртазина Ригина Научный.
Связи эмоционального интеллекта с общим интеллектом Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН.
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Личностные аспекты распознавания лжи Новицкая И.В. аспирант, ДНУ.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Связь эффективности эмоционального зрительного поиска с эмоциональным интеллектом Овсянникова В.В. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа? Пермогорский М.С. аспирант, Лаборатория когнитивных.
Д.В. Люсин, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, Институт психологии РАН. В.В. Овсянникова, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ. Измерение способности к распознаванию.
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ассортативность и изменение диапазона индивидуальных различий в популяции М.С. Егорова 15 февраля 2012 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.
Метод разнополых дизиготных близнецовых пар как способ исследования пренатальных факторов формирования индивидуальных различий Паршикова Оксана Викторовна.
Представления о «здоровом человеке» у студентов факультетов психологии и социологии, политологии в связи с особенностями их эмоционального интеллекта.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.
Связь справедливости взаимодействия с эмоциями участников (на примере политических выборов)
Транксрипт:

Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии

Эмоциональный интеллект (ЭИ) ЭИ – общая способность управлять эмоциями (как своими эмоциями, так и эмоциями другого человека). Смешанные модели: Д. Гоулмен, Р. Бар-Он Модели способностей: Дж. Мэйер, П.Сэловей, Д. Карузо

Модель способностей ЭИ ЭИ включает в свой состав когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации: 1. Способность распознавать эмоции 2. Способность понимать причины эмоций 3. Способность управлять эмоциями

Диагностика ЭИ Опросник ЭмИн (Д.В. Люсин): 1) понимание чужих эмоций 2) управление чужими эмоциями 3) понимание своих эмоций 4) управление своими эмоциями 5) контроль экспрессии Самоэффективность

Кросс-культурное исследование 1. Факторы, которые влияют на формирование ЭИ (пол, возраст, профиль образования, структура семьи). 2. Связь ЭИ с базовыми чертами личности (экстраверсия, нейротизм). Российская выборка (Люсин, Марютина, Степанова, 2004) (Люсин, 2009)

Азербайджанская выборка 70 студентов Бакинского филиала МГУ Возраст от 17 до 22 лет (средний возраст 19 лет) 28 – мужского пола, 42 – женского пола 38 – с гуманитарных, 32 – с естественнонаучных факультетов Методики: 1) Анкета 2) Опросник ЭмИн (Д.В. Люсин) 3) Опросник EPI (Г. Айзенк)

Гендерные различия по ЭИ Российская выборка Женщины лучше, чем мужчины, понимают чужие эмоции (p < 0,028). Мужчины лучше, чем женщины, контролируют экспрессию (p < 0,001). Азербайджанская выборка Женщины лучше, чем мужчины, понимают чужие эмоции (p < 0,024).

Главная гипотеза Русские лучше контролируют экспрессию, чем азербайджанцы (особенно это касается группы мужчин). Хуже контролируют экспрессию азербайджанцы, у которых есть сиблинг сходного пола (p < 0,012). Хуже контролируют экспрессию азербайджанцы, которые проживают вместе со старшим поколением (p < 0,041).

Возрастные различия по ЭИ Российская выборка В старшей возрастной группе (старше 45 лет), по сравнению с младшей (до 25 лет), выше показатели по внутриличностному ЭИ. Азербайджанская выборка года (младше 20 лет, старше 20 лет) Гипотеза: подобные изменения касаются межличностного ЭИ.

Различия по ЭИ в зависимости от профиля образования Российская выборка Различия по ЭИ в зависимости от профиля образования специально не изучались. Азербайджанская выборка У студентов гуманитарных факультетов выше показатели по пониманию чужих эмоций (p < 0,001), управлению чужими эмоциями (p < 0,039) и общему показателю ЭИ (p < 0,008), чем у студентов естественнонаучных факультетов.

Структура корреляций ЭИ с экстраверсией и нейротизмом (Россия) 1) экстраверты лучше управляют своими эмоциями (r = 0,328**) и лучше интуитивно понимают чужие эмоции (r = 0,266*); 2) люди с высоким уровнем нейротизма хуже осознают свои эмоции (r = -0,257*) и хуже понимают чужие эмоции (r = -0,31**).

Структура корреляций ЭИ с экстраверсией и нейротизмом (Азербайджан) 1) экстраверты лучше управляют чужими эмоциями (r = 0,324**), но при этом хуже понимают свои эмоции (r = -0,332**) и хуже контролируют экспрессию (r = -0,326**); 2) люди с высоким уровнем нейротизма хуже понимают свои эмоции (r = -0,353**), хуже управляют своими эмоциями (r = -0,288**) и хуже контролируют экспрессию (r = -0,376**). 3) чем больше склонность давать социально желательные ответы, тем больше человек контролирует экспрессию (r = 0,355**).

Выводы 1 (Азербайджан) 1) мужчины и женщины не различаются по контролю экспрессию; 2) более низкий контроль экспрессии у испытуемых, которые имеют сиблинга сходного пола, проживают со старшим поколением; 3) люди с низким контролем экспрессии имеют высокие баллы по экстраверсии, нейротизму и не склонны давать социально желательные ответы.

Выводы 2 (Разные культуры) 1) женщины лучше, чем мужчины, понимают эмоции других людей; 2) люди с гуманитарным образованием имеют более высокие показатели по ЭИ, чем люди с естественнонаучным образованием; 3) ЭИ имеет положительные корреляции с экстраверсией и отрицательные корреляции с нейротизмом.