Занятие с родителями будущих первоклассников (тренинг) «На пороге школьной жизни»
МОУ «Подгорненская СОШ» Учитель начальных классов Горловая Л.С.
Цель: 1. Выяснение ожиданий и опасений родителей. 2.Формирование представлений родителей о мотивационной сфере ребёнка.
Разминка Упражнение «Знакомство» Каждый участник называет своё имя и говорит о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе на тренинге.
Упражнение «Никто не знает, что я …» Все сидят в кругу и передают друг другу произвольно мяч при этом проговаривая «Никто не знает, что я…(умею, люблю, знаю…)»
Информационный блок. (Лекция) 1.Возрастные особенности детей 6-7 лет. 2.Особенности протекания кризиса детей 7 лет. 3.Проблемы адаптации ребёнка к школе. 4.Помощь родителей со стороны родителей в период адаптации к школе. 5.Мотивационная готовность будущих первоклассников.
Упражнение «Зеркало» Все сидят в кругу. Один из родителей «зеркало» другого. Тот, кто исполняет роль зеркала, поворачивается к соседу справа и встречается с ним взглядом, говорит комплимент соседу, теперь тот кто смотрелся в зеркало становится «зеркалом» для своего соседа.
Упражнение «Подари улыбку» Участники становятся в круг, берутся за руки, каждый дарит свою улыбку соседу слева и справа, важно смотреть друг другу в глаза.
Упражнение «Идеальный родитель» Участники располагаются по кругу. Каждый высказывает своё мнение о понятии «идеальный родитель».Все варианты записываются. Предлагается схема идеального родителя со всеми перечисленными качествами. Центр окружности – идеальный родитель. Предлагается родителям отметить фломастером то место, где они на схеме находятся на данный момент. А теперь каждый выскажет своё мнение – что мешает ему быть идеальным родителем.
Упражнение «Мусорная корзина» Родители на листочках перечисляют те качества, которые им мешают эффективно общаться с детьми. От которых хотелось бы избавиться. Записки с ненужными качествами нужно выбросить в корзину.
Упражнение «Портрет моего ребёнка» Предлагается нарисовать портрет своего ребёнка, отметить в чём ребёнок похож на родителей, когда они были маленькие. А теперь составим словесный портрет вашего ребёнка, используя положительные черты характера.
Анализ теста, выполненного детьми «Нарисуй лица»
Тест для родителей «Познавательная потребность ребёнка»(самоанализ) 1. Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл) 2. Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл) 3. Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл) 4. Как поступает, ребёнок услышав занимательный вопрос? сам пытается ответить (5 баллов) по-разному (3 балла) просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл) 5. Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности? часто (5 баллов) иногда (3 балла) редко (1 балл) Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу то, что требуется для обучения в школе. Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе. Сумма баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность, 12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности её в школе у ребёнка возникнут проблемы.
Прощание. Упражнение «Пожелание себе» Все сидят по кругу и каждый проговаривает пожелание для себя.
Литература: 1.Гиппенрейтер И.М. Общаться с ребёнком. Как? М., Даринская В.М.Радость семейного общения. Воронеж, Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, М., Марковская И.М. Тренинг взаимодействие родителей с детьми. СПБ: Речь «Первое сентября» газета Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников//Школьный психолог