Выполнено учеником 9Б класса Петровым Геннадием научный руководитель Петрова Н. Г. учитель физкультуры Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей 121 Советского района г. Казани Исследовательский проект на тему: «спорт как и физическая культура – форма жизнедеятельности человека »
Важно не то, проиграем ли мы в игре, важно как проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового внесем для себя, как сможем приложить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой Р. Бах
Проанализировать некоторые психические особенности учащихся 10-го класса занимающихся спортом в сравнении с учащимися не занимающимися спортом
Специальный интерес к определенному виду спорта проявился у учеников еще в 7 классе. Сейчас это 10-ый класс Мы проанализировали некоторые особенности учащихся 10В класса, где шесть учеников из 16 занимаются спортом – это волейбол, футбол, восточные единоборства- ациклические виды спорта и легкая атлетика (бег)-циклический вид спорта. Остальные ученики не занимаются спортом, но ходят на уроки физической культуры. Руководствуясь тестами, предложенными Сапожниковой С.Е.(2008) мы определили: Образ жизни и душевное здоровье учащихся Тип поведения Ощущения Как проводит свободное время Фигурирование личности
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида ( Айсмонтас, 2004).
Границы подросткового периода достаточно неопределенны (от 9-11 до лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указывал на противоречивость поведения подростка. Он считал, что подростковый возраст как кризисный период развития. Происходят изменения в анатомии и физиологии подростка. Вместе с тем В.И.Слободчиков и другие психологи считают, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психического развития
Результаты исследования –В результате анализа полученных данных: –Уравновешенных среди учащихся, занимающихся спортом 4 из 6 (66%), а не занимающихся два ученика из 10 (20%) –Решительных – 3 из 6 (50%) спортсменов и 2 из 10 не спортсменов –Кинестетики – 3 из 6 (50%) и 1 из 10 не спортсменов (10%) –Аудиалов, визуалов среди спортсменов по одному. –По классификации стиля ученика Пугач В.Н. (1997) выделяют: –Кинестетики - очень подвижные, запоминают играя. –Аудиалы – дисциплинированные, легко повторяют услышанное, предпочитают заучивание –Визуалы – организованные, запоминают картину комнат, то, что видели –Полученные данные сведены в таблицу 1
теста Результаты тестаКол-во спортсменов 6 Кол-во учащихся, не занимающихся спортом 10 1.Уравновешенные 42 Не удовлетворенные жизнью 1 8 Психически не гибкие 1- 2.Решительные 31 Психически гибкие 3- Впечатлительные Аудиалы 13 Визуалы 13 Кинестетики 31 Рационалисты 13 Аудиал+визуал 21 4.Свободное время ограничено, отводят его спорту 6 - замкнутые -2 Свободное время отводят на спокойный отдых - 8 Подчиненных 1 5 Эмоциональных 33 Логически- мыслящих 22
Ученики, занимающиеся спортом решительные, уравновешенные, логически мыслящие, психически гибкие Учащиеся, не занимающиеся спортом не решительные, не удовлетворены жизнью, предпочитают спорту пассивный образ жизни Спорт формирует личность Современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена.
« Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет, другое - прохладную тень : одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастет на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.»
Литература Алешков И.Н. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. – В сб., Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978 Вакулов и др. Основные личностные характеристики юных футболистов. Вестник Помор. Ун-та Айсмонтас Б.Б. Общая психология Москва 2004 Дарвиш О.Б. возрастная психология Москва 2004 Мохнач Н.Н. Валеология. Росто-на- Дону 2004 Солодилова О.П.Шпаргалка по возрастной психологии М Пугач В.Н. Новейшие психологии педагогического успеха Ижевск Сапожникова С.Е. Золотая коллекция лучших тестов. Екатеринбург М.В.Китаева Психология победы в спорте. Учебное пособие. Ростов-на –Дону «Феникс»2006