Учитель и проблемы дисциплины
«Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами поведения учащихся, с системой мотивов «плохого поведения», научиться выполнять диагностику мотива. 1закон 2 закон 3 закон Табл.
1 Закон Учащиеся выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2 закон Любое поведение учащихся подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общественной жизни.
3 Закон Нарушая дисциплину, учащийся осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.
Привлечение внимания Получение особого внимания учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя.
Власть Важно быть главным. Пытаются установить свою власть над учителем, над группой.
Месть Месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.
Избегание неудачи Очень боятся поражения, неудачи. Предпочитают ничего не делать. Боятся не соответствовать требованиям учителя, родителей и своим собственным. Остаются в изоляции.
Мотивы плохого поведения Привлечение внимания ВластьМестьИзбегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению. Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка. Рост насилия в обществе. Слишком высокие требования родителей. Сущность поведения Получать особое внимание. «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду. Не буду и пробовать, все равно не получится. «Сильные стороны» поведения Потребность в контакте с учителем. Смелость, сопротивление влияниям. Способность защищать себя от боли и обид. Нет Реакция учителя: импульс Сделать замечаниеПрекратить выходку с помощью физического действия. Немедленно ответить силой или уйти из ситуации. Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста. Реакции ученика Временно прекращают. Прекращают выходку, когда сами решат. Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать. Способы предотвращения Учить ребят просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение. Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций. Строить отношения с учащимся по принципу заботы о нем. Поддержка учащегося, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»
Литература С.В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины», Москва 1997г.; В.С. Мухина «Возрастная психология», Москва 1998; М.Е. Литвак «Как узнать и изменить свою судьбу», Ростов-на-Дону 2002г.
Спасибо за внимание