Здоровьесберегающий потенциал урока Борисова Ольга Николаевна, педагог – психолог МБОУ Большеокуловской СОШ
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников Отклонения в состоянии здоровья: «школьные болезни» 1. Нарушение осанки 2. Близорукость 3. Неврастения 4. Анемия
Школьные факторы риска: 1. Стрессовая педагогическая тактика 2. Школьный цейтнот 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся 4. Углубленное изучение отдельных предметов А) высокий уровень трудностей; Б) большой объём; В) быстрый темп изучения учебного материала Г) неизбежные перегрузки 5. Интенсификация учебного процесса в целом (увеличение учебных часов, факультативов, внеурочных занятий) 6. Нарушение гигиенических требований в организации учебного режима, питания и медицинского обслуживания 7. Неграмотность педагогов в области психофизиологии 8. Нерациональная организация учебного процесса (составление расписания без учёта требований СанПиНов)
Здоровьесберегающие факторы урока. Целеполагание, структура, организация, педтехнология, динамичность, дифференциация, оптимизация домашнего задания, психология (эмоциональная составляющая урока), пространство
Психология здоровьесберегающего урока заключается в умении учителя: - спокойно и быстро реагировать на нестандартное развитие урока, иметь варианты разрешения ситуации; - быть сдержанным и деловитым, личным примером побуждать учеников ценить время на уроке; - быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству с учеником; - терпимо относится к индивидуальным особенностям учеников, отличать их от нарушения дисциплины.
Основные составляющие здоровьесберегающего пространства. - минимальное действие звуковых раздражителей; - нормальный воздушно-тепловой режим; - пропорциональное естественное и искусственное освещение; - видеоэкология (цветовая гамма в интерьере, дизайн помещения, форма мебели и предметов); - экосоставляющая (наличие растений, приборов климат–контроля); - нейтрализация действия персональных компьютеров и других технических средств.
Задача 1. Планировать урок так, чтобы при любом темпе работы достичь цели, избежав перенапряжения сил. 2. Создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика, атмосферы доверия и уважения.