Реализация ФГОС ФГОС в развитии Российского образования
Причины введения ФГОС (особенности российской общественной системы) Экономика – не эффективная (сырьевая, а не продуктовая и не инновационная) Экономика – не эффективная (сырьевая, а не продуктовая и не инновационная) Социальная сфера – сильное соц.расслоение, слабая государственная поддержка Социальная сфера – сильное соц.расслоение, слабая государственная поддержка Политическая сфера – нестабильность южных регионов, не прочная демократия Политическая сфера – нестабильность южных регионов, не прочная демократия Духовная сфера – цивилизационный разрыв (нарушение преемственности ценностей между поколениями) Духовная сфера – цивилизационный разрыв (нарушение преемственности ценностей между поколениями)
Причины введения ФГОС (особенности российской системы образования) Содержание – не технологично, слабая практическая применимость, полезность Содержание – не технологично, слабая практическая применимость, полезность Основные процессы – не современны (монологичны, предметны, не результативны) Основные процессы – не современны (монологичны, предметны, не результативны) Учитель – стереотипен, не свободен, не гибок Учитель – стереотипен, не свободен, не гибок Система управления – закрытость, авторитарность Система управления – закрытость, авторитарность
Стратегия 2020 образование должно обеспечить: Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан
ФГОС – это: Рамочный документ Рамочный документ Конвенциальная норма взаимодействия семьи, общества, государства Конвенциальная норма взаимодействия семьи, общества, государства Совокупность требований Совокупность требований
Основные характеритсики ФГОС Новый формат (рамочный документ) Новый формат (рамочный документ) Расширение функций и пользователей (норма…) Расширение функций и пользователей (норма…) Новое содержание (совокупность требований) Новое содержание (совокупность требований) Новое методологическое основание (системно- деятельностный подход) Новое методологическое основание (системно- деятельностный подход)
ФГОС как социальная конвенциальная норма (общественный договор») Семья: Личная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Общество: Сохранение единства образовательного пространства, преемственность ступеней Социальное единство Государство: Национальное единство Национальная безопасность Конкурентоспособность Развитие человеческого потенциала Обеспечение равенства при разных стартовых возможностях
ФГОС как совокупность требований Требования к результатам освоения ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к условиям реализации ООП
Требования ФГОС к результатам ООП (к результатам обучающихся, освоивших ООП) Личностным: - Готовность к обучению - Мотивация к обучению -…-…-…-…Метапредметным: - Познавательные - Регулятивные - Коммуникативные Предметным: - по учебным предметам
Системно- деятельностный подход Учет возрастных психологических особенностей учащихся Учет возрастных психологических особенностей учащихся Анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение)и форм учебного сотрудничества Анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение)и форм учебного сотрудничества Выделение универсальных учебных действий Выделение универсальных учебных действий
Ожидаемый результат внедрения ФГОС в начальной школе («портрет выпускника») Любящий свой народ, свой край и свою Родину Любящий свой народ, свой край и свою Родину Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом Доброжелательный, умеющий слушать и слышать, обосновывать свою позицию Доброжелательный, умеющий слушать и слышать, обосновывать свою позицию Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Риски внедрения ФГОС Критериальная база достижимости результата (в чем и как мерить любовь?) Критериальная база достижимости результата (в чем и как мерить любовь?) Рассогласованность субъектов, влияющих на учащихся (СМИ, улица,…) Рассогласованность субъектов, влияющих на учащихся (СМИ, улица,…) Рассогласованность основных образовательных процессов (направленности, по содержанию, по формам и т.д.) Рассогласованность основных образовательных процессов (направленности, по содержанию, по формам и т.д.) Отсутствие привлекательных, современных «образцов»поведения, понятных и соответствующих идеалу (концепция духовно-нравственного…) Отсутствие привлекательных, современных «образцов»поведения, понятных и соответствующих идеалу (концепция духовно-нравственного…)
standart.edu.ru 13