Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 18. Воспитание в системе образования 1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. 2. Задачами воспитания являются: 2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; 2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду; 2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; 2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; 2.5. формирование культуры семейных отношений; 2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. 4. Основными требованиями к воспитанию являются: 4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; 4.2. системность и единство педагогических требований; 4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
5. Основными составляющими воспитания являются: 5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; 5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; 5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; 5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; 5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; 5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; 5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; 5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Статья 32. Основные обязанности обучающихся 1. Обучающиеся обязаны: 1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; 1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях; 1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 33. Законные представители несовершеннолетних обучающихся 1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители. 2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся 1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; 1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; 1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности 1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия); 1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса; 1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации; 1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника; 1.5. оскорбления участников образовательного процесса; 1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;