Методист РМК управления образования Котова Е.В. 29 марта 2013 г.
Проект Концепции библиотечного обслуживания детей на гг. подготовлен научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки при участии председателя Секции детских библиотек РБА, директора Псковской детско-юношеской библиотеки Н.С. Волковой и доцента Краснодарского университета культуры и искусств, доктора педагогических наук Н.Л. Голубевой.
определить методологические подходы для оптимизации системы библиотечного обслуживания детей в России; заложить основы единого информационно-библиотечного обслуживания детей в России для их последующего развертывания всеми заинтересованными структурами (публичными, детскими, юношескими, школьными библиотеками, библиотеками средних специальных учебных заведений).
Проанализировать состояние и уровень библиотечного обслуживания детей в библиотеках, особенности и принципы библиотечного обслуживания детей; Определить миссию, цели и задачи библиотек, обслуживающих детей; Дать описание различных моделей библиотечного обслуживания детей и пути их развития; Определить основные стратегические направления библиотечного обслуживания детей: нормативно-правовое регулирование деятельности; информатизация; формирование фондов, информационных ресурсов; кадровая политика; материально-техническая база; финансирование. Наметить пути координации и кооперации ресурсов всех библиотек, обслуживающих детей; Описать механизмы создания пространства библиотечного обслуживания детей.
Строгое соблюдение прав ребенка, действующих законов. Создание в библиотеке условий для развития личности ребенка с помощью специальной среды; стимулирование чтения детей, формирование у них информационной культуры; социальная адаптация детей с учетом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями. Обеспечение прав детей согласно Конвенции ООН на получение информации на разных видах носителей, прав детей на специализированное библиотечное обслуживание разными типами библиотек; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство и сохранение специфических черт организации обслуживания. Учет и максимальное воплощение в практике половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, особенностей формирования и удовлетворения их потребностей. Изменение философии самой организации обслуживания и менталитета библиотечных работников.
Дети нуждаются: В поддержке развития личности, образования, культурного роста; В позитивной самооценке; В вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее; В способности искать и использовать информацию; В подготовке к овладению современными технологиями и адаптации к меняющемуся технологическому миру; В свободном доступе к рынку идей и информации;
Дети нуждаются: В поддержке развития личности, образования, культурного роста; В позитивной самооценке; В вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее; В способности искать и использовать информацию; В подготовке к овладению современными технологиями и адаптации к меняющемуся технологическому миру; В свободном доступе к рынку идей и информации;
В психолого-педагогической информации о детстве, возрастных проблемах детства, отрочества и юности, специфике общения с детьми разного возраста; В знании о подходах и методах гуманного воспитания детей; В знаниях о правах ребенка и правах человека, в их гражданско- правовом просвещении; В знаниях о важной роли детского чтения и литературы для детей; В информации о здоровом образе жизни; В знании об опасностях. Библиотеки, обслуживающие детей, могут не только обеспечить удовлетворение этих потребностей, но и способствовать их формированию.
Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица. Школьные библиотеки
на внедрении новых информационных технологий во все сферы деятельности школьной библиотеки; на поиске и апробации новых форм обслуживания пользователей, в том числе библиотек региона; на расширении деятельности библиотеки, укреплении ее корпоративных и межведомственных связей; на усилении ее роли как центрального информационного ресурсного центра региона.
Миссия школьных библиотек наиболее полное информационнобиблиотечное обеспечение целей, задач и содержания образовательного и воспитательного процесса общеобразовательной школы. Основная цель библиотек удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, образовании, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение обеспечение равного доступа к информации.
удовлетворение потребностей детей в образовании; развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности; развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка; воспитание творческих способностей; пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
обеспечение открытости библиотеки для всех детей; взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»; осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям; развитие содержательного общения между пользователями библиотек, воспитание культуры общения; развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности терапии творчеством.
Правовое регулирование деятельности В области информатизации В области формирования библиотечных фондов и иных информационных ресурсов В области подготовки и переподготовки библиотечных кадров В области материально-технической базы В области финансирования В области координации и кооперации ресурсов В области научно-методической деятельности