Развивающая предметная среда детства
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Рассмотрим принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип активности, самостоятельности, творчества Принцип стабильности, динамичности Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды Принцип открытости-закрытости Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Раскроем каждый из этих принципов: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Важно установить верную психологическую дистанцию с каждым ребенком и с группой в целом.
Принцип активности. Ребёнок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения
Принцип стабильности, динамичности В развивающей среде должна быть заложена возможность её изменения.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Принцип открытости - закрытости. Это открытость природе, открытость культуре, открытость обществу, это открытость своего «Я»
Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает представление возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности
Таким образом, среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Предлагаемая литература к изучению: