Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор Ядыкина Е.В. МОУ СОШ 1 с. Красное 2010г.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, III, п. 19.6, абзац 3)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Разрабатывается с учетом: - культурно-исторических, этнических, социально- экономических, демографических и других особенностей региона - запросов семей и других субъектов образовательного процесса Подразумевает: Подразумевает : задач, ценностей, содержания планируемых результатов - конкретизацию задач, ценностей, содержания планируемых результатов конкретизацию форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей и учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско- юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов - конкретизацию форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей и учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско- юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов
Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей)
Разделы программы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся: 1. Цели и задачи 2. Ценностные установки 3. Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 6. Планируемые результаты
«Цели и задачи» «Ценностные установки» воспроизводят соответствующие направления концепции, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования
«Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания» а) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека; б) воспитание нравственных чувств и этического сознания; в) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни; г) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; д) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); е) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
«Содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Традиционные источники нравственности патриотизм социальная солидарность социальная солидарность гражданственность гражданственность семья семья личность личность труд и творчество труд и творчество наука наука традиционные религии традиционные религии искусство и литература искусство и литература природа природа человечество человечество
«Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности» формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях
«Планируемые результаты» ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся
Воспитание патриотизма и гражданственности - Беседы - Экскурсии - Знакомство с жизнью замечательных людей - Просмотр кинофильмов - Путешествия по памятным и историческим местам - Знакомство с историей родного края - Знакомство с народным творчеством
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания - Уроки - Классные часы - Беседы - Экскурсии - Участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни - Уроки общеобразовательных дисциплин - Уроки труда - Встречи с представителями разных профессий - Участие в ярмарках труда, выставках, конкурсах
Результат реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся - духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности, приобщение к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.