Литература начала ХХ века: СОЗВУЧИЕ РИТМОВ, ТОНОВ и КРАСОК. Диалог искусств – музыки и поэзии, музыки и живописи.
Музыка и словесность – суть две сестры родные. Где же заканчивается собственно музыкальное творчество и начинается музыкальность? Слово и звук никогда не существовали раздельно. Не случайно поэтическое произведение, положенное на музыку, живет дольше именно в качестве песни, романса. Так почти никто не помнит поэтессу Е.В. Бекетову, зато ее стихи знакомы всем по гениальным романсам С. В. Рахманинова. «Русскому художнику нельзя и не надо быть специалистом. Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте…» - писал А.А. Блок. Именно с понятием музыки связаны у поэта представления о высших духовных основах бытия. Блок часто говорит о «музыкальном», «музыкальности» в искусстве, о духе музыки, который проявляется во всех сферах нашей жизни.
Александр Александрович Блок ( ) «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах… Культура есть музыкальный ритм», - считал поэт. «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах… Культура есть музыкальный ритм», - считал поэт. Ветер принес издалека Ветер принес издалека Песни весенней намек, Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Плакали струны мои. Ветер принес издалека Ветер принес издалека Звучные песни твои Звучные песни твои. 1901
Иван Бунин ( ) ВАЛЬС ВАЛЬС Похолодели лепестки Похолодели лепестки Раскрытых губ, по-детски влажных Раскрытых губ, по-детски влажных И зал плывет, плывет в протяжных И зал плывет, плывет в протяжных Напевах счастья и тоски. Напевах счастья и тоски. Сиянье люстр и зыбь зеркал Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный Слились в один мираж хрустальный И веет, веет ветер бальный И веет, веет ветер бальный Теплом душистых опахал Теплом душистых опахал. 1906
Музыка и живопись. Мир зрительных образов и мир бесплотных звуков связывают тысячи невидимых нитей. «Живописное» начало музыки и «музыкальность» живописи обогащают язык искусств и расширяют их образные возможности. Мир зрительных образов и мир бесплотных звуков связывают тысячи невидимых нитей. «Живописное» начало музыки и «музыкальность» живописи обогащают язык искусств и расширяют их образные возможности. В изобразительном искусстве начала ХХ века звучит отказ от копирования натуры, появляется идеал, состоящий в выражении «живых аккордов цвета», подобных музыкальной мелодии. В изобразительном искусстве начала ХХ века звучит отказ от копирования натуры, появляется идеал, состоящий в выражении «живых аккордов цвета», подобных музыкальной мелодии. Убедиться в этом помогут работы М. А. Врубеля и М. К. Чюрлёниса. Убедиться в этом помогут работы М. А. Врубеля и М. К. Чюрлёниса.
Михаил Александрович Врубель ( ) Врубель – очень эмоциональный художник, мучимый постоянным чувством неудовлетворенности, обеспокоенности. В картинах его на первый план выходит не столько сюжет, сколько их особое лирическое звучание. Положенные рядом мазки, как музыкальные аккорды, имеют свои собственные «голоса», сливающиеся в симфонию красок. Врубель – очень эмоциональный художник, мучимый постоянным чувством неудовлетворенности, обеспокоенности. В картинах его на первый план выходит не столько сюжет, сколько их особое лирическое звучание. Положенные рядом мазки, как музыкальные аккорды, имеют свои собственные «голоса», сливающиеся в симфонию красок. В полотнах Врубеля ясно угадывается и музыкальная идея лейтмотива: многие картины объединяет единая фиолетовая, ночная гамма. В полотнах Врубеля ясно угадывается и музыкальная идея лейтмотива: многие картины объединяет единая фиолетовая, ночная гамма.
Картину «Демон сидящий» Врубель создал в 1890 году. Перед нами образ, полный символических обобщений, космической масштабности, образ преображенной Вселенной. Картину «Демон сидящий» Врубель создал в 1890 году. Перед нами образ, полный символических обобщений, космической масштабности, образ преображенной Вселенной.
«Демон поверженный» (1902) Врубеля – это отражение гордого вызова миру и одновременно трагедия одинокой личности в ее порыве к свободе.
Другие работы Врубеля, объединенные одним лейтмотивом: «Сирень», «Сумерки».
Микалоюс Константинас Чюрлёнис ( ) Чюрлёнис обладал талантом художника и композитора. Он мечтал создать «зримую музыку», слить воедино музыкальные формы и их изобразительный аналог. Чюрлёнис обладал талантом художника и композитора. Он мечтал создать «зримую музыку», слить воедино музыкальные формы и их изобразительный аналог. Поэтому некоторые его живописные работы строятся по законам музыкального произведения, подразделяясь на несколько частей: аллегро, анданте, скерцо, финал. Поэтому некоторые его живописные работы строятся по законам музыкального произведения, подразделяясь на несколько частей: аллегро, анданте, скерцо, финал.
«Соната звезд. Аллегро.» «Соната звезд. Аллегро.» Перед нами живописный эквивалент сонатного аллеро. Картина дробится на множество слоев, словно музыкальная ткань, насыщенная контрастными темами. Каждый слой тема живет самостоятельной жизнью, подчиняясь воображаемой пульсации музыкального ритма. Перед нами живописный эквивалент сонатного аллеро. Картина дробится на множество слоев, словно музыкальная ткань, насыщенная контрастными темами. Каждый слой тема живет самостоятельной жизнью, подчиняясь воображаемой пульсации музыкального ритма.
«Соната звезд. Анданте.» По традиции, вторая часть сонатной формы – медленное анданте. Картина таинственно мерцает, наполняясь различными цветовыми оттенками, причудливыми формами, взывающими к нашему ассоциативному восприятию. По традиции, вторая часть сонатной формы – медленное анданте. Картина таинственно мерцает, наполняясь различными цветовыми оттенками, причудливыми формами, взывающими к нашему ассоциативному восприятию.
«Соната моря. Аллегро.» Чюрлёнис.
«Соната моря. Анданте.» Чюрлёнис.
«Соната моря. Финал.» Чюрлёнис.
В заключение Скрытая музыка звучала мощным хором в различных видах искусства. Музыкальности как образец гармонии проникла в живопись, поэзию, а также – театр. Апофеозом развития музыкальности в искусстве станет творчество Александра Николаевича Скрябина. Но это уже другая история… Скрытая музыка звучала мощным хором в различных видах искусства. Музыкальности как образец гармонии проникла в живопись, поэзию, а также – театр. Апофеозом развития музыкальности в искусстве станет творчество Александра Николаевича Скрябина. Но это уже другая история…