Стратегия встраивания телетехнологий в информационную среду образования (ИОС) М. С. Цветкова К.п.н, доцент, Зам. Генерального директора издательства БИНОМ, Москва В.В. Прохоров, Д.ф-м.наук, профессор, ген. Директор НПЦ ВИДИКОР, Екатеринбург 2010
Информатизация школы и Интернет-сервисы. Этапы: в школе – в семье – в жизни ЛВС Е-mail ИНТЕРНЕТ КОНТЕНТ-ЭОР АРМ и ППП Человек – компьютер Человек – компьютеры Человек – информация Человек –ИТ- Человек Сетевые образовательные сервисы и телетехнологии Интеграция бытового цифрового оборудования и ПК: удаленное присутствие и доступ к сервисам дома ПК 80-е годы Появление ПК 90-е годы РЕОИС: г.г. ФЦПРО: г.г г.г. К 2020 г. ТВ
Интернет и телетехнологии межотраслевые связи и приоритеты ПНПО «Образование» Интернет-подключение школ России ФЦПРО, создание образовательного контента ФСИОР Февраль 2008 «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации», дистанционное обучение как приоритет Программа-2020, Образование ФЦП «Программа развития цифрового телерадиовещания в России» ФЦП «Электронное правительство», портал «Услуги населению» - цифровые сервисы для населения страны Научно – образовательные сети, ДАТА-центры «Наша новая школа», доступность качественных образовательных услуг, дистанционный доступ к образовательным услугам как приоритет
Система Интернет-сервисов в образовании Контент Гипер- коллекции (медиа, видео, аудио, библио, фото) Информационные массивы данных (БД) Информационные порталы образования Школьные сайты (60 тыс.) Порталы региональных систем образования Доставка сервисов Интернет-телеканал Интернет услуги: СМИ Телевидение Телефония Телемосты Поисковые сервисы Хостинг Почтовые серверы Системы ДО системы управления сервисами Контентом (зеркалирование) Трафиком Регистрацией и доступом пользователей Рейтингами Распределенным доступом Личным информационным пространством и Коллективным информационным пространством(сайт, блог, чат, форум, почта, БД) СУБД, АСУ школ Защитой информаци
Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании Люди ИКТ- компетентное сообщество в сфере образования Технологии Дистанционное образование и новые образовательные технологии удаленного присутствия Интернет Профессиональные ИКТ- кадры в сфере образования Телетехнологии, технологии доставки контента, информационные системы цифрового телевещания Научно- образователь ные сети и дата-центры Ресурсы Цифровой контент социо-культурного и образовательного назначения (видео, медиа, веб)
Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании РЕСУРСЫ
Кластер образовательной Интернет-телесети в ИОС «Образовательное видеокольцо» ФСИОР РФ (образовательный контент видео, медиа, веб) Научно – образовательные сети (поддержка сетевых сервисов образования) Региональные провайдеры (управление телекоммуникационными ресурсами школ) Система ДАТА-центров (обслуживание территориального зеркала ЦОР, БД образования, АСУ школ, распределенных рейтинговых систем школьников) Региональные/муниципальные социо-культурные центры и центры образования (координация распределения цифровых образовательных сервисов узловых школ из территориального кластера) ИКТ-насыщенные школы (трансляция образовательных услуг для всех школ территориального образовательного кластера )
Участники ИОС Эшелоны школ РЦО и Муниципальных центров Эшелоны УО, Доп, дошк.. Эшелоны НПО, СПО, ВУЗов Эшелон предприятий, НИИ, проф. сообщества Социо- культурный эшелон:СМИ, музеи, библиотеки, общ. Организации, театры … Эшелон управления: администрация, МО, провайдер, ИПК/центр развития образования Портал ЦО
Модель региональной телесети университет муниципальные отделы образования Муниципальные телеузлы Школы - телестудии Орган управления образованием и Администр ация региона Кластер ДАТА- центр образования Кластер управления Кластер доставки ПРОВАЙДЕР Региональный образовательный телеканал Телеузел- ВУЗ Телеузлы в социокультурных центрах Пользователи: школы и детские сады
Социо-культурные партнеры Интернет телевзаимодействия Региональная центральная библиотека/ библиотеки вузов Детская центральная библиотека Центры занятости Места заключения подростков Амбулаторные и реабилитационные центры для детей Интернаты для детей инвалидов Региональные музеи, театры Центры правовой информации Центры Интернет-доступа (кафе, клубы, салоны, отд.связи) Информационные центры педагогических и социальных СМИ Общественные союзы и советы педагогов- новаторов/эксперимент аторов, Попечительские советы Детские комнаты милиции Детские районные библ.
Интернет-сервисы для школы массовое внедрение в школе и дома новых форм обучения с использованием ИКТ и ЦОР (не менее 50% уроков в соответствии с СанПиН) Повсеместное обеспечение сетевого доступа и услуг цифрового телевидения для школьников к цифровым образовательным хранилищам и услугам в школе и социокультурных центрах Построение учебного процесса на основе взаимодействия в сети с регулярным использованием цифровых образовательных сервисов и систем удаленного присутствия на основе телетехнологий
Школьный кластер ИОС Опорные школы – участники в формировании новых Интернет-сервисов образования Школы – спутники как производители фрагментов образовательных Интернет- сервисов Школы - потребители Интернет-сервисов образования
Цифровое образование и информационная среда школы Цифровые зоны развития школы: автоматизация управленческой деятельности, цифровая поддержка школьной библиотеки, медиа поддержка воспитательной работы в школе, ЦОР в учебном процессе, информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся Интернет-телетехнологии удаленного присутствия и доставки контента в школу и семью
Опорная школа как элемент Интернет-телесети ИОС
Интерент-сервисы и потребности школы Обеспечение доступности образовательных услуг средствами Интернет сервисов: 1 – общедоступных массовых и технологичных образовательных сервисов (обучение по сети, удаленное присутствие, обучение в Интернет-телесети) 2 - расширения общедоступного контента информационной среды образования вне зависимости от полноты традиционных информационных источников на местах (оскудение школьных библиотек, ТСО и лабораторного оборудования, быстрое старение учебной литературы)
Школьный кластер Интернет телесети в КБР
Инфраструктура Интернет телеузлов в ИОС региона Региональный ДАТА центр как головной телевещательный узел в Интернете для своей территории и для межрегионального телевзаимодействия, как сетевой региональный медиацентр и электронное хранилище учебных материалов для педагогического университета и педагогических колледжей в регионе на основе опыта, консолидированного опорными школами в регионе РЦ-МЦ как регионально-муниципальная система Интернет- телевзаимодействия в локальной региональной компьютерной сети Опорные школы как Интернет-телеузлы для трансляции уроков на регион и для работы с удаленными классами Система РЦ-МЦ с опорными школами как корпоративная образовательная многоканальная Интернет-телесеть РЦ в партнерстве с провайдером как центр формирования заказа школ и семьи на образовательный ресурс и организации доступа школ и населения к ресурсам образовательного, культурно-просветительского и правового назначения в семье МЦ -Опорные школы как муниципальные сегменты Интернет- телесети образовательного кластера региона
Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании Технологии
Модель Региональная Интернет-телесеть Региональный ДАТА центр Видео-контент Школы – зрители вещания Трансляция уроков лучших учителей региона Опорная школа: Интернет телестудия Интернет- теле- взаимодействие
Образовательное видеокольцо
Москва, 2009 Модель регионального вещания: трансляция
Модель межрегионального взаимодействия: открытая лекция в удаленной аудитории
Модель многоканального переключения: удаленное участие в конференции на основе телевзаимодействия Двустороннее соединение «Автор-аудитория в ИПКРО» Участники образовательного видеокольца: Екатеринбург (НПЦ «Видикор») Москва (издательство «БИНОМ» ) Нальчик (РЦДО) и школы КБР Петрозаводск (ИПКРО) Архангельск (ИПКРО) Новосибирск (НГУ, ОблЦИТ) Якутск (ИПКРО) Иркутск (ИПКРО) Рязань (ИПКРО) Московская область (ПАПО) Все субъекты Северо-Кавказского ФО (РУЦ)
Образовательное видеокольцо
Примеры Интернет-сервисов в региональной телесети Школьный кластер «Профильный экстернат» как коллективная образовательная услуга с использованием сетевого взаимодействия школьников и педагогов в системе профильного обучения на основе системы «видео-урок и видео-лекция/лаборатория» в партнерстве с вузами Школьный кластер «Школьные СМИ» как межшкольный детский издательский центр школьной информации в партнерстве с региональными СМИ (газета, журнал, радио, телевидение), представителями образовательной политики Школьный кластер «Родной край» как инфраструктура межшкольной поддержки краеведческой работы школьных музеев и формирования региональной цифровой коллекции «Родной край» в партнерстве с музеями, фольклорными коллективами, театрами, Советом ветеранов, дошкольным образованием Школьный кластер «Семейный клуб» как инфраструктура реализации сетевого взаимодействия семейных клубов региона, центрами здоровья, спортивными центрами и секциями, органами здравоохранения, правоохранительными органами, социальными службами профориентации Школьный кластер «Интернет-конкурсы и олимпиады» как региональная межшкольная сеть открытой поддержки талантливых детей в партнерстве с органами управления образованием, Интернет-информационным ресурсом в регионе, учеными, деятелями искусства и культуры, бизнес-сообществом
ДО «Профильный экстернат» РЦ как головной центр, объединяющий Центр ЕГЭ, опорные школы – как региональные экстернаты РЦ-МЦ как центры аттестации экстерн-обучающихся МЦ-Опорные школы – как узлы проведения тестовых сетевых мероприятий для учащихся школ и педагогов в регионе Опорные школы-вузы как «веб-классы», открытые для проведения трансляции уроков, лабораторных демонстраций, лекций для всех детей, обучающихся в профилях ДАТА-ЦЕНТР «УРОК» как держатель коллекции видео- архива профильных курсов для открытого доступа обучающихся в профилях Опорные школы как заочные школы-экстернаты для детей-инвалидов, подростков в местах заключения, детей, находящихся на длительном лечении
Федеральный ДАТА центр Видео контент лекций, открытых видео- уроков по профильным и элективным курсам Дистанционные курсы «Школа- вуз» Канал школьного ТВ – теле уроки Интернет – Телестудия (региональный/ муниципальный центр, школа, библиотека, музей, театр, спортивная площадка, вуз,..) Телестудия удаленного пользователя: класс, кружковая группа, надомный школьник, учитель, родитель, социальный работник, консультант, эксперт… Перспективная модель образовательной Интернет- телесети России Мобильная Интернет – Телестудия (выезд и подключение к телесети любого очного мероприятия)
Управление региональной образовательной телесетью Единое окно Регистрация в сервисах Статистика активности школ Единые рейтинги конкурсных участников Планирование активности по регистрации и рейтингам
Образовательное видеокльцо Интернет- телесети Видикор Телеузлы социо-культурных Партнеров: ТАСС, Моск. консерватория, Большой Театр…, Форум Селигер Телеузлы образовательных Партнеров: изд. БИНОМ, Фед.Уральский университет
Формирование среды Интернет и телетехнологий в образовании Люди: учителя и учащиеся
Интернет-сервисы и качество образования Измерители качества образования социальный аспект (охватываются все слои населения, снятие проблемы недоступности услуг) учитывают процесс расширения сферы образовательных услуг и нового качества услуг связаны с фактором благосостояния семьи и школы, формирования новых технологий доступа к образовательным услугам влияние ИТ-производства на требования к выпускникам школ и к новым компетенциям педагогов
Интернет-сервисы и качество образования Входные параметры на данном этапе информатизации Ожидаемые результаты на новом этапе информатизации: Модель выпускника школы по ступеням образования: Начальная Основная Старшая (профильная) Траектории обучения школьников и возможность индивидуального выбора Доступность НОТ в обучении с использованием ИКТ в массовой школе Гарантии школы в формировании готовности школьников использовать НОТ Измерители качества образования Требования к учащимся Компетенции педагогов Требования к образовательном у процессу Требования к программам обучения
Новые образовательные технологии (НОТ) новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК (учебно-методические комплексы) новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, надомное обучение, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др., цифровые образовательные сервисы и новые формы обучения на основе технического оснащения школ ( годы: массовоая компьютеризация школ и годы: интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений, новые регламенты работы школы, развивающие классно- урочную систему и предлагающие дистанционные формы обучения на основе активного формирования информационно- насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства
Школа – гарант готовности школьников к использованию Интернет-сервисов Система Интернет-сервисов максимально востребована и включена в образовательную деятельность школы Сетевая связность потребителей образовательных и социальных Интернет- сервисов предоставлена массовой школой повсеместно Готовность детей и учителей активно использовать Интернет-сревисов регулярно обновляется школой
Социальная значимость непрерывного информационного образования
Гарант информационной активности детей – готовности войти в ЦО как культуру непрерывного образования Гарант социальной активности детей – готовности войти в цифровые социальные сервисы государства в системе сервисов ЦО Гарант конкурентной способности выпускника школы на рынке труда
Система УМК непрерывного информационного образования школьников
НПЦ Видикор Методическая служба издательства БИНОМ: Телекурсы «Образовательное кольцо»: