Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой
Нормативное обеспечение проекта введения Управляющих Советов Закон РФ «Об образовании» Статья 35: « п 2. Общее руководство государственным и муниципальным ОУ осуществляет выборный представительный орган – совет ОУ. Порядок выбора совета определяется уставом ОУ» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: « В процессе модернизации предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы…Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании.»
Школьный управляющий совет: смысл и структура «Что такое школа гражданского общества?» Школа гражданского общества = гражданская школа = школа граждан (Ф.-Р.Ях, ФРГ) Not privatization but participation (не приватизация – но участие) институциональное нововведение для школ: Управляющие советы Новый тезис: «возвращение общества в образование».
Управляющий Совет - Коллегиальный орган школьного управления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по вопросам функционирования и развития учреждения
Управляющий Совет - Институт общественного участия в управлении Школой - Орган солидарной, государственно-общественной ответственности за результаты образовательной деятельности школы, здоровье, благополучие и успешность её учеников и учителей -Институт формирования принципов гражданского общества, активной социализации выпускников школы
Основные функции (компетенция) Управляющих советов Определяются положением о Совете, зафиксированным в Уставе школы Согласовываются с учредителем и администрацией – директором школы Делегируются директором школы Совету и наоборот Делегируются при организации деятельности комиссиям, общественным организациям и другим органам школьного самоуправления
Основные функции (компетенция) Управляющих советов Определяются положением о Совете, зафиксированным в Уставе школы Согласовываются с учредителем и администрацией – директором школы Делегируются директором школы Совету и наоборот Делегируются при организации деятельности комиссиям, общественным организациям и другим органам школьного самоуправления
Организационно-педагогические вопросы утверждение режима работы школы (продолжительность учебной недели, пятидневная или шестидневная; время начала и окончания занятий; годовой календарный учебный график); возможно, принятие решения о введении (отмене) школьной формы; ……
Экономические вопросы согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования внебюджетных средств работа по привлечению внебюджетных средств для школы; обеспечение прозрачности хозяйственно- экономической деятельности школы; в отдельных случаях: согласование сдачи общеобразовательным учреждением в аренду закрепленных за ним объектов собственности.
Другие возможные функции УС организация работы различных комиссий УС; участие УС в рассмотрении жалоб родителей, учащихся, иных конфликтов комиссия по правам участников образовательного процесса заслушивание отчета руководителя школы по итогам учебного и финансового года ;отработка различных форм предоставления информации участникам образовательного процесса, местной общественности; комиссия по организации общественной аттестации ОУ определение механизмов разрешения споров между УС и директором школы; принятие решений об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения (в отдельных, исключительных случаях); ходатайство перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем школы (в отдельных, исключительных случаях). другое
Структура и состав УС Избираемые члены из числа: учащихся старшей школы работников школы родителей учащихся Назначаемые: представители учредителя Кооптируемые члены из числа: Выпускники школы Работодатели, спонсоры Представители организаций образования, науки, культуры Представители общественных организаций
Содержание деятельности по формированию Совета инициирование создания УС в конкретной школе; переговоры с учредителем о создании УС; подготовка и принятие локальной нормативной базы (на уровне школы и муниципалитета); определение рационального количества членов УС и его структуры (избираемые, назначаемые, кооптируемые); определение (назначение) представителя учредителя - члена УС; механизмы информирования участников образовательного процесса в школе (а также заинтересованных лиц вне школы) о создании УС, о его сущности, назначении, компетенции, формировании и т.д. подготовка к выборам и проведение выборов УС по избираемым категориям членов: работники, родители учащихся, старшеклассники); проведение первых кооптаций в состав УС; утверждение состава УС; регистрация УС; порядок довыборов, доп. кооптации (в случае выбытия членов УС).
Управляющие советы- сегодня и завтра: ответственность Орган, определяющий образовательную политику и стратегию развития школы Участие в выдвижении кандидатов на поощрения в национальном проекте Определяющий стимулирующую часть, над тарифную часть в новой систем оплаты труда Реализует на практике весь спектр понятия «Автономия школы»
Региональный проект: Обучение школьных управляющих Ассоциации школьных управляющих советов Влияние на муниципальную и региональную образовательную политику Реализует общественный заказ на образование граждан республики