Мониторинги качества образования: перспективы и возможности использования результатов Полянская С.Ю. начальник отдела ЭКО
ЭФФЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.
ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОКО 1.Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2.Сертификация выпускников (подтверждение завершения обучения). 3.Селекция – отбор для продолжения обучения или получения рабочего места. 4.Оценка деятельности образовательных учреждений. 5.Оценка деятельности образовательных систем. 6.Оценка деятельности национальной образовательной системы.
Программы оценки учебных достижений 4 Виды программ оценивания Государственные экзамены Оценка на уровне класса Крупномасштабные исследования Национальная региональная оценка Международные сравнительные исследования Вступительны е Выпускные Формирующее оценивание Суммирующее (итоговое) оценивание вопросытесты наблюдения
Классификация образовательного оценивания 5 Углублённые исследования Крупномасштабные исследования Государственные экзамены Формирующее оценивание оценка на уровне класса
ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС НОО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. 373 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы Утверждена распоряжением Правительством РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р Документы федерального значения
ФГОС Система оценки в условиях введения ФГОС- это модель обеспечения качества образования, которая предполагает вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность и адекватность процедур и инструментария особенностям подхода
Система оценки: основные особенности система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в образовательный процесс ; сочетание внутренней и внешней оценки; оценка индивидуального прогресса учащихся.
« Программа развития универсальных учебных действий должна содержать: 10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.»
Подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы РФ "Развитие образования"
Задачи Подпрограммы 3 Формирование единого образовательного пространства на основе целостной системы оценки качества образования Создание системы мониторингов качества образовательных результатов и факторов Развитие систем ОКО на уровне образовательных организаций, ориентированных на формирующее оценивание и учет ИП обучающихся Создание в регионах, муниципалитетах и школах систем обеспечения качества на основе получении своевременной и содержательной информации
Госпрограмма «Развитие образования» на гг. МЕРОПРИЯТИЕ 3.5. «Создание системы мониторингов в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики образования»
Госпрограмма «Развитие образования» на гг. МЕРОПРИЯТИЕ 3.5. Развитие системы образовательной статистики. Будет создана система мониторингов в области образования и социализации, которые начнут проводиться на систематической основе. МИ учебных достижений учащихся (включая М готовности к освоению программ конкретного уровня образования общего и профессионального); М готовности учащихся основной школы (8 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории; М информационной открытости образовательных организаций. М трудоустройства, карьеры и доходов выпускников организаций проф. образования. Использование результатов МИ для повышения качества обучения и эффективного управления ОС (кластерный анализ, контекстная информация, соц. методы).
Определение. Мониторинг учебных достижений Мониторинг учебных достижений школьников – это стандартизированная процедура оценки результатов обучения, которая проводится на регулярной основе и имеет своей целью предоставление актуальной для управленцев и педагогов информации относительно уровня знаний и навыков различных групп учащихся, тенденций их изменений и факторов, оказывающих влияние на результаты обучения.
Виды мониторингов учебных достижений Международные PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS … Межстрановые PASEC (франкоговорящая Африка), SACMEQ (англоговорящая Африка), LLECE (страны Южной Америки) Национальные NAEP (США), SIMCE (Чили), NAPLAN (Австралия), НООДУ (Кыргызстан)… Региональные Оценка на уровне штатов в США и Канаде
Цель проведения мониторинга Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Иначе говоря, мониторинг должен помочь определить, обеспечивает ли система образования положительную динамику результатов обучения школьников.
Ключевые вопросы Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Меняются ли результаты со временем?
Характеристика. Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом или учебным планом. Как правило, результаты представляются в обобщённом виде, по группам учащихся.
Характеристика. В рамках Н/РМ изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 2-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки или ген. совокупности учащихся определённого возраста, используются тесты и вопросники.
Пользователи результатов Политики и общественные деятели Управленцы системы образования Разработчики стандартов Авторы учебников Представители системы повышения квалификации Методические службы Специалисты по педагогическим измерениям Исследователи Родители СМИ
Содержательная и критериальная база Оценка внутренняя внешняя
Система оценки Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования накопленная оценка Итоговая оценка + Необходимые дополнительные данные/исслед. проект государственная итоговая аттестация + итоговые работы
Сочетание внешней и внутренней оценки 23 Внутренняя оценка - процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами педагогов, администрации, родителей). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примеры. Самооценка школы, оценивание учащихся на уровне класса, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей и учащихся и т.п. Внешняя оценка проводится ОУО, негосударственными агентствами. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определённый промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе и стране. Примеры. Государственные экзамены, государственная инспекция, исследования, в которых школа принимает участие
Региональная оценка 24 Ежегодный мониторинг качества начального, основного, среднего (полного) общего образования на основе данных оценки качества предметных достижений обучающихся. Целью проведения мониторинга является обеспечение эффективного управления образованием на основе достоверной информации о состоянии системы общего образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество общего образования.
Задачи регионального мониторинга 25 1.Оценить уровень предметных достижений обучающихся в соответствии с требованием ГОС первого поколения. 2. Оценить уровень следующих общеучебных умений: извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, схема). умение сравнивать и сопоставлять. 3.Проверить гипотезу о наличии зависимости результатов обучения от используемых учебно-методических комплектах в образовательных учреждениях.
Стандарт РЕГЛАМЕНТИРУЕТ: 1) требования структуре ООП ступени, 2) к условиям реализации ООП 3) к результатам освоения ООП Стандарт НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ содержание образования, учебный план, рабочие учебные программы по предметам, …
Самостоятельность и ответственность ОУ Школы будут ориентироваться на примерные документы, разрабатываемые МОиН РФ и авторскими коллективами НО : Надо уметь сделать и обосновать выбор
Задачи на года Корректировка регионального банка инструментария для оценки предметных результатов Разработка инструментария для оценки метапредметных результатов обучающихся и выпускников Подготовка разработчиков и экспертов инструментария
Мониторинги качества образования: перспективы и возможности использования результатов Полянская С.Ю. начальник отдела ЭКО