Сложноподчиненное предложение.. План: Схема СПП. Пример СПП. Основные группы СПП по их значению + примеры. СПП с несколькими придаточными. Виды связи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Advertisements

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении 9 класс Подготовила Денисова Л.М. МБОУ «ОСОШ2» 2012г.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
Средства связи в СПП Виды придаточных Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 83» г.Перми Глухих Т.В.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с последовательным подчинением с параллельным подчинением с однородным подчинением.
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Строение текста типа рассуждения ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫВОДЫ.
Виды сложноподчиненных предложений Автор: Филипенкова О.В. Учитель русского языка и литературы.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Сложноподчинённые предложения. 1. Сложноподчинёнными предложениями называются такие сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами.
«Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.» Работу выполнила: Ученица 9 класса Школы 16 Адмиралова Анна.
Сложноподчинённое предложение. Вспомним. Какие предложения мы называем сложноподчинёнными? Назовите, где может находиться придаточное предложение по отношению.
Транксрипт:

Сложноподчиненное предложение.

План: Схема СПП. Пример СПП. Основные группы СПП по их значению + примеры. СПП с несколькими придаточными. Виды связи в них. Знаки при сложном союзе. Знаки в сложных предложениях. Упражнения

Схема СПП. [ главное],(придаточ). […, (хотя), …]. (Несмотря на то что…), [ ].

Пример СПП. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

Основные группы СПП по их значению.

СПП с придаточным определительным. Вопрос:какой? Указательные слова:такой, той, тот, те, та, то. Союзы(союз.слова):который, куда, шде, что, откуда.

Пример. Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным. Вопросы: вопросы косвенных падежей. Указательные слова: того, тем, то, о том и др. Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

Пример. Говорили, будто его видели в городе.

СПП с придаточными обстоятельственными.

Образа действия и степени. Вопросы:как, каким образом, в какой степени. Указательные слова:так, на столько, такой. Союзы:как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

Пример. Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

Места. Вопросы:где, куда, откуда. Указательные слова:туда, там, откуда. Союзы:где, куда, откуда.

Пример. Медведь остановился там, где только что стоял лось.

Времени. Вопросы:когда, как долго, с каких пор, до каких пор. Указательные слова:тогда, то. Союзы:когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

Пример. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Условия. Вопросы: при каком условии. Указат.слова: то,(-). Союзы: если, когда, раз.

Пример. Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

Причины. Вопросы: почему,так как и др. Указат.слова: потому, от того. Союзы: потому что, так как, ибо.

Пример. Пишу открытку, потому что нет бумаги.

Цели. Вопросы:зачем, с какой целью. Указат.слова:так, затем. Союзы:чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Пример. Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения. Вопрос: как. Указат.слова:-. Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

Пример. Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

Уступки. Вопрос:-. Указат.слова:-. Союзы:хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

Пример. Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия. Вопрос: вследствие чего. Указат.слова:-. Союз: так что.

Пример. Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные. Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами:что, почему, отчего. СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

Примеры. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными. Виды связи в них.

Три вида подчинительной связи: Последовательное подчинение Параллельное подчинение Однородное подчинение

Последовательное подчинение Схема:[ ], ( ), ( )

Пример. Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение Схема:( ), [ ], ( )

Пример. Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение Схема:[ ], ( ), ( ).

Пример. И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.

Комбинационное подчинение.

Схема: Схема:[ ], (если), (если), (как), (как).

Пример. Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова. Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей ) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным. Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните: Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится. Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию. Который – союзное слово.

Знаки при сложном союзе: Что, еслиЧто если, то Что, когдаЧто когда, то Так что, хотяТак что, то

Сравните: Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях. Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза( то, так) или союза но.

Пример. По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно. [ ],

II случай. Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

Пример. По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.

Упражнения.

1. Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.,,,

2. Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь. Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.,,,,,

3. Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно. Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.,,,

4. Куда река пошла там и русло будет. На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.,,,,,,,,

5. Пока не взошло солнце дышать было легко. В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет. Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.,,,,,

6. Когда труд удовольствие жизнь хороша. Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться. -,,,

7. Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги. Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая. Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.,,,,

8. Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей. Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.,,

9. Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара. Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.,,

10. Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят. Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.,,,

11. Стало так темно что мы все время сбивались с дороги. Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.,,

12.

13. Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте. Схема: [ ], (потому что …), (союз что…).,,

14. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня. Схема: (союз когда …), [ ], (которых…).,,

15. Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку. Схема:[обст. вр., (когда…), (когда…), …].,,,

16. Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться. Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.,,,,,,,

17. Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.,,,,,,,,

18. Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.,,,

19. Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.,,,,

20. Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью. Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.,,,,,