PIRLSPISA Победа в PIRLS и поражение в PISA: динамика читательской грамотности в основной школе Г. С. Ковалева М.И. Кузнецова Г.А. Цукерман
RTFM : Read This F…. ing Manual
PIRLSPISA 1. На каком основании можно сравнивать тесты PIRLS и PISA? PIRLSPISA 2. Что происходит с читательской грамотностью наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями PIRLS и PISA? 3. Где начала читательской (без)грамотности?
PIRLSPISA 1. Можно ли сравнивать тесты PIRLS и PISA?
Читательская грамотность PIRLSPISA способность понимать и использовать письменные тексты строить свои смыслы на основе разнообразных текстов размышлять о них и заниматься чтением ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ учитьсярасширять свои знания и возможности участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни участвовать в социальной жизни получать удовольствиедостигать своих целей
Читательские умения Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание и форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач
Уровни готовности к образовательному переходу низкийсредний высокий
10-летних Россия: читательская грамотность 10-летних школьников – существенный рост за 5 лет
15-летних Россия: читательская грамотность 15-летних школьников – никаких изменения за 9 лет
…почувствуйте разницу…
2. Судьба читательской грамотности наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями
динамики «Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности
PISA. ГРАФФИТИ. Начало письма Ольги. «Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити…» ВОПРОС 1 (добавленный) Почему школу Ольги перекрашивают? КлассЧисло учеников % верных ответов Discrimination , , ,41 Сколько учеников верно ответили на вопрос 1?
…искать, где потеряно… ОБЩАЯ УСПЕШНОСТЬ
…искать, где потеряно… ОТДЕЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ
…искать, где потеряно… разница между 4, 6 и 9 классами
…искать, где потеряно… умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста
3. Где начала читательской (без)грамотности?
Проблема перехода от устной к письменной речи. ДЕНЬ «В слове ДЕНЬ четыре звука и один слог». ДАНЕТ ДА или НЕТ? 50% Верно ответили 50% второклассников.
Проблема текстов учебников ПОЧЕМУ У ЖАРЕНОЙ КАРТОШКИ ЕСТЬ КОРКА, А У ВАРЕНОЙ НЕТ? Когда картошку жарят, ее нагревают очень сильно, гораздо сильнее, чем при варке. Когда картошку жарят, ее нагревают очень сильно, гораздо сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности картошки превращается в декстрин – в клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку.
Проблема вопросов к текстам учебников Перышкин А.В. Физика. 7 класс. М.: Дрофа г. 1) Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые ученые высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит ( до н. э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях. Появилась возможность влиять на прохождение явлений. 2) Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них. Попытаемся сжать теннисный мячик. При этом объем воздуха, который заполняет мяч, уменьшится. Можно уменьшить и объем надувного шарика, и кусочка воска, если приложить некоторое усилие. 3) Объем тела изменяется также при его нагревании и охлаждении. Проделаем опыт. Возьмем медный или латунный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо (рис. 16). Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет (рис. 17). Через некоторое время шарик, остыв, уменьшится в объеме, а кольцо, нагревшись от шарика, расширится, и шарик вновь пройдет сквозь кольцо… … По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки.
Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач
Мы благодарны ГУ-ВШЭ и Центру международного сотрудничества по развитию образования АНХ (проект "Разработка комплексного инструментария оценки школьных стратегий формирования грамотности чтения учащихся начальной и основной школы" 74/07-10 от 24 июня 2010 г.) за финансовую поддержку нашего исследования. Андрею Викторовичу Постульгину - директору Тамбовского областного государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности" и сотрудникам Центра – за организацию эксперимента по методике «Тяни-толкай». Виктории Юрьевне Барановой - сотруднице Центра оценки качества образования УРАО, Институт содержания и методов обучения - за статистическую обработку результатов измерения по методике «Тяни- толкай».