«Дети - исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно представлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа». «Использование элементов ТРИЗ в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников» Автор проекта Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида 8 г. Мичуринска Никитина Галина Васильевна ТЕМА ПРОЕКТА
Тип проекта Познавательно-игровой По характеру содержания Ребенок и творчество По характеру контактов Открытый По количеству участников Групповой
Актуальность В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера. Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать ТРИЗ достоянием моих воспитанников, как ввести его элементы в рамки программы обучения и воспитания.
В чем состоит актуальность использования ТРИЗовских методов в детском саду? Какие наиболее эффективные методы и приемы ТРИЗ-технологии способствуют успешному обучению детей системно мыслить, развитию диалектичного мышления, поисковой активности, изобретательской смекалки, творческого воображения?
Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ - технологии при обучении их элементарным математическим представлениям. Реализация личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, деловое сотрудничество с ним.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Воспитывать творческого, инициативного, коммуникабельного ребенка, умеющего переносить полученные знания, умения и навыки в различной жизненной ситуации Развивать у детей творческое и вариативное мышление, способность мыслить Учить ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственную позицию и принимать чужую Формировать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи, производить при этом разнообразные мыслительные операции
ЕСЛИ МЫ ХОТИМ РАСТИТЬ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА ТВОРЧЕСКИ РАЗВИТОГО, РАСКРЕПОЩЕННОГО, ИНИЦИАТИВНОГО, С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТО НАМ СЛЕДУЕТ, КАК МОЖНО РАНЬШЕ РЕАЛИЗОВАТЬ МНОГОГРАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Название этапов Содержание деятельности Предполагаемые результаты I. Организационно- подготовительный Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта. Сбор, накопление материала Повышение уровня мотивации к занятиям. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Название этапов Содержание деятельности Предполагаемые результаты I I Основной Анализ предстоящей деятельности Проведение диагностических процедур по определению уровня знаний, умений и навыков детей в области математики Выбор средств, методов, приемов; Разработка перспективного планирования; Разработка конспектов занятий по данной проблеме (интегрированных, комплексных); Повышение уровня мотивации к занятиям. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Воспитание у дошкольников интереса к самому процессу познания математики, потребности стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели;
Название этапов Содержание деятельности Предполагаемые результаты Внедрение нетрадиционных форм проведения занятий; Привлечение к сотрудничеству педагогов- специалистов, родителей воспитанников; Проведение консультативной работы, как для воспитателей, так и для родителей. Развитие у детей изобретательской смекалки, творческого воображения; Сформированность коммуникативных навыков общения; Повышение уровня сформированности математических представлений; Формирование у родителей положительной установки на взаимодействие с ДОУ.
Формы работы с детьми Фронтальные занятия Интегрированные занятия Кружковая работа Индивидуальные занятия Проблемный поиск
Динамика развития интеллектуально-творческих способностей детей в рамках проектной деятельности за гг. Интеллектуальное Наглядно-образное развитие мышление Сентябрь-2011
Логическое мышление Воображение
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Название этапов Содержание деятельности Предполагаемые результаты III. Заключительный Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов на основе диагностических данных; Оценка реализации проекта Принятие решения о его распространении или закрытии Представления опыта работы проектной деятельности в рамках ДОУ и города.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП НОВИЗНЫ ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА
ТРИЗОВСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ Мозговой штурм Мозговой штурм Системное мышление: игры и тренинги Системное мышление: игры и тренинги Метод аналогий Метод аналогий Разрешение противоречий Разрешение противоречий
Динамика развития интеллектуально- творческих способностей детей в рамках проектной деятельности за гг. Интеллектуальное развитие Май
Наглядно-образное мышление Май- 2012
Логическое мышление Май
Воображение Май -2012
ВЫВОДЫ: Таким образом, как показала практика, в результате реализации проекта у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает возможность проявить индивидуальность, нестандартное мышление.
Информационные ресурсы Корзун А.В. «Веселая дидактика». Мурашковская И., Мурашковский Ю. «Некоторые приемы и проблемы воспитания детей» Орлова Т. «Предпосылки развития творческого потенциала ребенка в условиях воспитания в дошкольном учреждении» Крылов Е. «Школа творческой личности»