Seite 1 Программа GTZ «Содействие Региональному Экономическому Сотрудничеству в Центральной Азии» Приоритеты по улучшению Национальной Инфраструктуры Качества (НИК) в Кыргызской Республике г. Бишкек, май 2010 г. Джонатон Хорнбрук, менеджер программы
Seite 2 Seite ПРОБЛЕМЫ в цепочке создания стоимости в КР Аккредитация в КР нет признания на международном уровне (ISO 17011) Кыргызские лаборатории нет признания на международном уровне (ISO 17015) Кыргызские товары не признаются заграницей Система / услуги в сфере метрологии устарели Стандарты / технические регламенты КР не совместимы на международном уровне
Seite 3 Seite Существуют 4 основных вопроса : 1. Государственный сектор услуг или частный? 2. Добровольные стандарты или обязательные? 3. Разделенные учреждения НИК или скоординированные? 4. Международные стандарты ISO или ГОСТы?
Seite 4 Seite Государственный сектор услуг или частный? ВОПРОС: Должно ли государство владеть собственными лабораториями и само предоставлять услуги, или же просто обеспечить условия для того, чтобы частный сектор или структуры государственно-частного партнерства (ГЧП) делали это адекватно? РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПРИНЦИП: Государство должно оценивать и обеспечивать качество. Структуры ГЧП создаются на базе тендеров и действуют на основе Соглашений об оказании услуг. ОБОСНОВАНИЕ: Недостаточное финансирование со стороны государства для необходимых инвестиций. Частный сектор более инновационный/эффективный. Услуги предоставляются исключительно на платной основе.
Seite 5 Seite Добровольные стандарты или обязательные? ВОПРОС: До какой степени стандарты и т.п. должны быть добровольными или обязательными? РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПРИНЦИП : Стандарты должны быть добровольными, разработанными в рамках консультаций с деловыми кругами и заинтересованными сторонами. Технические регламенты, касающиеся вопросов безопасности здоровья, окружающей среды и пр., должны быть обязательными (главное достичь цели, но не важно как). ОБОСНОВАНИЕ: Максимальные возможности для инноваций с минимальным риском. Стандарты широко используются и часто обновляются. Технические регламенты должны быть простыми, осуществимыми и ссылаться на стандарты.
Seite 6 Seite Разделенные учреждения НИК или скоординированные ВОПРОС: До какой степени следует учреждениям НИК быть независимыми или находиться под одной крышей? РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПРИНЦИП: Выбранная структура должна отвечать международным стандартам по независимому руководству, устойчивому финансированию и т.д. (ИЛАК и пр.). Избегать конфликта интересов. Министерство должно обеспечить то, что система работает в интересах бизнеса и потребителей. ОБОСНОВАНИЕ: Без признанной на международном уровне НИК национальные компании будут всегда находиться в невыгодном положении. Нужно снижать коррупцию, сократить раздутый штат сотрудников и делать работу!
Seite 7 Seite Международные стандарты или ГОСТы ВОПРОС: Должен ли Кыргызстан поддерживать международные стандарты или ГОСТы? РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ПРИНЦИП: Внедрять международные стандарты, предоставив время бизнесу для адаптации. Параллельные системы должны существовать только на протяжении ограниченного переходного периода (4 года). Компании выбирают стандарты в соответствии с потребностями рынка. Разработка национальных стандартов только в тех областях, где это действительно необходимо. Государственное стимулирование по внедрению международных стандартов ISO. ОБОСНОВАНИЕ: ВТО придерживается требований ISO/ILAC и т.д. Китай следует стандартам ISO. Интеграция КР в глобальную цепочку создания стоимости. Уменьшение зависимости от рынков стран СНГ. Улучшенная защита прав потребителей.
Seite 8 Seite Рекомендованные следующие шаги Разработка видения на 5 лет, бизнес-модели, дорожной карты и бюджетов для развития НИК Небольшая рабочая группа, состоящая из руководителей учреждений НИК (не из подчиненных) при поддержке Министерства, местных и международных консультантов Презентация результатов работы через 6 недель, Министру и/или Временному Правительству.
Seite 9 Seite Съесть конкурентов! Сделать Kыргызстан Сингапуром Центральной Азии !