1 Д.В. Мартынов Президент АРПП
2 Влияние кризиса на издательский бизнес Ситуация на зарубежных рынках печатных СМИ Снижение рекламных поступлений в печатные СМИ Падение продаж периодических изданий Закрытие печатных изданий, в первую очередь глянца, а также локальных и региональных газет в США и Европе Сокращение тиражей, объёмов и количества выходов Рост цен на периодические издания Поиск новых решений по продаже контента и привлечения рекламных бюджетов Отказ от печатных версий и уход в интернет
3 Влияние кризиса на издательский бизнес Ситуация на российском рынке печатных СМИ Доходы от рекламы изданий центральной прессы, 1 полугодие 2009г. (млн.руб. с НДС) Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ) Тип издания1 пг. 2008г.1 пг. 2009г.Динамика Газеты ежедневные % Газеты еженедельные % Журналы ежемесячные % Журналы еженедельные % Рекламные издания % Центральная пресса ВСЕГО: % Без учета рекламных изданий: % ТЕНДЕНЦИИ закрытие нерентабельных проектов концентрация внимания издателей на повышении дохода от продаж тиражей увеличение цен сокращение затрат на производство
4 Влияние кризиса на издательский бизнес Интернет и печатные СМИ Издатель% поступлений от Интернет рекламы Издатель% поступлений от Интернет рекламы MARTHA STEWART 12% $14 миллионов BONNIER 5% $27 миллионов TIME INC. 10% $245 миллионов WENNER 5% 22 миллиона HACHETTE Менее 10% $118 миллионов AMERICAN EXPRESS 4% $11 миллионов RODALE 9% $39 миллионов CONDE NAST 3% $104 миллиона MEREDITH PUBLISHING 7% $90 миллионов BAUER PUBLISHING 0% $0 HEARST MAGAZINES 6,5% $124 миллиона Развитие тормозят проблемы с монетизацией, т.к. потребитель не желает платить за цифровой контент, привыкнув получать информацию из интернета бесплатно рынка Многие издатели объявили о скором закрытии бесплатного доступа к информации и статьям. все основные игроки рынка активно внедряют системы оплаты за чтение определенных статей, либо за подписку на весь контент в течение определенного времени. Количество подписавшихся на весь контент сайта будет расти по мере того как все больше и больше компаний будут закрывать бесплатный доступ к качественному контенту.
5 Влияние кризиса на издательский бизнес Последствия кризиса для книжных рынков зарубежных стран Падение объёмов продаж, в первую очередь книг высокой и средней ценовой категории Снижающийся спрос на книги со стороны населения Удорожание производства книг Сокращение количества наименований и тиражей Активное развитие технологий print on demand (печать по запросу) Рост рынка б/у книг в связи с длительным жизненным циклом Рост популярности электронных книг
6 В последние годы российская книжная индустрия уверенно и динамично развивалась и вошла в пятерку ведущих мировых книжных рынков мира. Но финансовый кризис для российского книжного рынка, как и для всей экономики России, стал переломным. Последствия кризиса для книжного рынка РФ Виды изданий по целевому назначению г./2003г. Кол-во назв. Тираж, млн. экз. Кол-во назв. Тираж, млн. экз. Динамика тиражей Научные ,1-32,7% Учебные , ,9-1,9% Справочные , ,9-19,9% Лит.-худож , ,2-2,8% Наряду с оптимистичной статистикой Книжной палаты ( за восемь месяцев 2009 года по сравнению отмечается рост числа выпущенных названий на 108,6% и на 103,8 % по тиражу.), давно наблюдавшийся спад спроса на книги со стороны населения в условиях снижения доходов привёл к сокращению количества покупок, а также смещению спроса в сторону дешёвых изданий
7 Зарубежные рынки распространения периодической печати в условиях кризиса Дистрибуция и опт Повышение оптовиками цен за услуги издателям Повышение требований со стороны издателей к дистрибьюторам Сокращение количества оптовиков и дистрибьюторов Сокращение количества наименований газет и журналов в каналах дистрибуции Сокращение количества представленных изданий в сетях FMCG, сокращение метража полок под данную товарную группу Прессу из ассортимента супермаркетов вытесняют другие группы сопутствующих товаров
8 Зарубежные рынки распространения периодической печати в условиях кризиса Розничные продажи Падение розничных продаж Закрытие розничных торговых точек, специализирующихся на продажах прессы Расширение ассортимента за счёт других товарных групп Сокращение ассортимента периодических изданий, представленных в рознице, главным становится не максимальный ассортимент, а оптимальный, из изданий с высокой оборачиваемостью Развитие количества розничных объектов, реализующих прессу за счёт непрофильных торговых точек. Прессу и книги начинают продавать с другими товарными группами, пересекающимися тематически.
9 Подписка является наиболее устойчивым сегментом распространения печатных СМИ. Подписные цены в Европе ниже розничных на 30-40%, оформить подписку можно в любой момент и на произвольное количество номеров (так называемая «свободная подписка»). В странах, где нет господдержки (как, например, в Германии), доставка изданий по почте одна из основных граф в расходной части «подписных» изданий. В структуре затрат издателя только 20-25% приходится на создание и выпуск журнала, а 50-60% на его доставку по почте. Скидки издательских домов на подписные тиражи по сравнению с розничной ценой Стоимость доставки одного номера до подписчика Зарубежные рынки распространения периодической печати в условиях кризиса. Подписка
10 Российская система распространения периодической печати в условиях кризиса Тенденции оптового распространения - консолидация оптового бизнеса (происходили слияния, продажи оптовых компаний, уход мелких оптовиков с рынка) - развитие оптовыми компаниями собственной розницы - развитие дистрибуции сопутствующих товаров (книг, канцтоваров, мультимедийной продукции) - специализация на логистике и дополнительных клиентских сервисах - сокращение издержек за счёт оптимизации ассортимента, расширение ассортимента сопутствующей продукции
11 Российская система распространения периодической печати в условиях кризиса Тенденции дистрибуции прессы в сети супермаркетов - сокращение ассортимента прессы, представленного в сетях; - увеличение размеров бонусов; - отсрочка платежей по инициативе ритейла, увеличение задолженности сетей перед дистрибьюторами; -увеличение сроков оплаты за реализованный товар - банкротство отдельных сетей, закрытие нерентабельных объектов - демпинг со стороны отдельных дистрибьюторов с целью захвата рынка - отказ сетей даже от экономически обоснованного повышения цен - развитие сегмента связано с большими финансовыми рисками (неплатежи сетей, их неустойчивое финансовое положение, угроза банкротства, снижение маркетингового и рекламного дохода, резкое падение рентабельности). - угроза развития рынка по сценарию США (либо отказ сетей от прессы в ассортименте в пользу других товарных групп, либо сокращение площадей под периодику)
12 Российская система распространения периодической печати в условиях кризиса Розничные продажи сокращение продаж тиражей в розничных торговых точках увеличение выручки от реализации печатной продукции прессы за счёт увеличения цен рост розничных цен на 30% с начала года перераспределение потребительского спроса в сторону изданий низкой ценовой категории сокращение ассортимента периодических изданий, расширение ассортимента за счёт других товарных групп снижение бюджетов на продвижение изданий в сетях распространения, падение рентабельности торговых объектов.
13 Российская система распространения периодической печати в условиях кризиса Подписка Изменение разовых подписных тиражей, тыс.экз. Разовый подписной тираж почтовой подписки снизился на 2,2%. По данным агентств альтернативной подписки снижение подписных тиражей составило от 2% до 30%. Источник: ФГУП «Почта России»
14 Система книжной дистрибуции в условиях кризиса Падение объема продаж в регионах составило около 30%. В Москве показатель колеблется около 10%.
15 Зарубежный опыт преодоления кризиса Основные меры Снижение налогов для типографий, издательств и распространителей Финансовая помощь в виде прямых инвестиций Выделение гос.средств на создание новых рабочих мест и увеличения количества киосков и специальных магазинов по продаже прессы «Смягчение» правил их установки торговых объектов и финансирование системы доставки периодических изданий подписчикам Увеличение вдвое госзаказа на социальную рекламу Совместное финансирование государством и издателями годовой подписки каждому гражданину на его 18-летие на любое издание по его выбору; Замораживание почтовых тарифов на доставку периодических изданий Внесение поправок в закон о рекламе, которые помогут прессе увеличить свои доходы. Взаимодействие государства и медиасферы идёт по двум принципиальным направлениям: регулирование и поддержка. Разная степень участия государства: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до принятия законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив.
16 Российский опыт преодоления кризиса. Инициативы АРПП возврат к применению ЕНВД единый льготный сквозной НДС на уровне 5-10% придать печатной продукции статус социально значимого товара, а услуге по ее распространению статус социально значимой услуги освободить от налогообложения часть тиражей изданий, используемых в целях их продвижения на рынок СМИ; оказать государственную поддержку ежедневным газетам посредством размещения в них государственного заказа на социальную рекламу; упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы; предусмотреть возможность государственного льготного кредитования, льготных условий аренды и пр. для объектов розничного распространения прессы. снизить размер тарифов на потребляемую электроэнергию, установить льготную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям разрешить расширить ассортимент тнп, реализуемых через розничные сети распространения прессы; снизить налоги и обязательные платежи в бюджеты любого уровня и/или государственные внебюджетные фонды; внести изменения в законодательство РФ, регламентирующее списание печатной продукции.
17