СОВРЕМЕННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. Учитель технологии МОУ МУК г.Тамбова Довгий Елена Владимировна
В эпоху становления постиндустриального общества особую актуальность приобретает проблема творческого развития личности. Трансформация социокультурной, производственной, экономической сфер, неопределенность и непредсказуемость их развития обуславливают необходимость формирования у подрастающего поколения таких качеств личности, как гибкость, мобильность, способность быстро адаптироваться к происходящим изменениям, осваивать новые виды и способы преобразовательной деятельности, творчески подходить к ее проектированию, планированию и осуществлению..
Ц ЕЛЬ : ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. Задачи: Вовлечь учащихся в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы, а в первую очередь – современные творческие методы проектирования; Поделиться с учащимися информацией, благодаря которой возникнет мотивация к творческой деятельности; Развивать умения и навыки работы в коллективе, которые помогут решать проблемы и выходить из конфликтных ситуаций, проявляя при этом терпимость и уважение к интересам своих соучеников; Стремиться быть похожим на тренера команды, нормой должны стать партнерские отношения с учащимися, следует научиться уважать позиции каждого ребенка, предоставить ему самостоятельность и разрешить рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание. Развить профессиональные умения и навыки для последующего самоопределения.
П РОЕКТИРОВАНИЕ – РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА, ОТВЛЕЧЕННОГО ОТ ВЕЩЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ. П РОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ КОНСТРУИРОВАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОИСК НАУЧНО - ОБОСНОВАННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВИМЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ. Р ЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ОБЪЕКТА. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. (Большой энцикл. словарь). Творчество – успешный полет мыслей за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (амер. ученый П.Хилл).
ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДАЕТ ПОЛЕЗНЫЙ ЭФФЕКТ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ РАЗВИТО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ И САМ ОН ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ: - СПОСОБНОСТЬ УВИДЕТЬ И ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАЧУ; - СПОСОБНОСТЬ БЕГЛО ВЫРАБОТАТЬ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИДЕЙ ЗА ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ; - УМЕНИЕМ ОТЫСКАТЬ ОРИГИНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ; - УМЕНИЕМ БЫСТРО ПРИДУМЫВАТЬ САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА – ЭТО ПОИСК ЕДИНСТВА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. ИНОГДА ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕ ДАЕТ НОВЫХ ИНТЕРЕСНЫХ РЕШЕНИЙ. ПОЭТОМУ ВАЖНА АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ И НА ИНТЕНСИФИКАЦИЮ САМОГО ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ УДАЧНО И ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА, ПОСКОЛЬКУ ОНА ЯВЛЯЕТСЯ И ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ, И ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ. ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ INTEL «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО». ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ УЧИТЕЛЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАК УЧАЩИХСЯ, ТАК И ИХ НАСТАВНИКОВ.
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦЕНТ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛАЕТСЯ НЕ НА СОДЕРЖАНИИ УЧЕНИЯ КАК САМОЦЕЛЬ («ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?»), А НА ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ («ЗНАТЬ, КАК»). КАК НИКОГДА РАНЕЕ И НЕГДЕ ТАК ПОЛНО, НЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ ВОСТРЕБОВАННОЙ СПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХ К САМООБРАЗОВАНИЮ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ТАК ВАЖНЫМ В СОВРЕМЕННОМ БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ. КАК ДОКАЗЫВАЮТ УЧЕНЫЕ И ПОДТВЕРЖДАЮТ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПОСОБСТВУЕТ: РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ: АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ, САМОРЕФЛЕКСИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ, САМООЦЕНКИ, КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ДР.;