Учреждение как система – «входы» Необходимые условия жизнедеятельности или ресурсы, получаемые по установленным государственным нормам для системы образования. Требования и ограничения деятельности учреждения, называемые социальный заказ на образование. Индивидуальные потребности, интересы, ожидания, нужды детей и семьи
Основные условия жизнедеятельности Получаемые из внешней среды:Получаемые из внешней среды: -контингент детей (уровень развития, характер запросов, соцально-материального положения, здоровья и др.); -специалисты, педагогические кадры работающие в учреждении; - здания, материально- технические, информационные нормативно-правовые, финансовые ресурсы; - концепции, научные идеи, политические решения; Создаваемые во внутренней среде:Создаваемые во внутренней среде: - - программно-методические ресурсы; -человеческие и профессиональные ресурсы; -организационные ресурсы; -административные и управленческие ресурсы, -предпринимательский потенциал.
Учреждение как система – «выходы» Функции РезультатыОбразовательныеСоциальные Продукты -итоги Суммарные выходы Социальные вклады, социальные последствия
Деятельность учреждения - согласование (интеграция) различных видов деятельности, осуществляемых его внутренними субъектами. Количество и комплекс различных видов деятельности со своими отдельными целями определяются каждым учреждением самостоятельно. Функция- способность учреждения выполнять предназначенную ему роль, аккумулировать определенные виды человеческой деятельности, влиять (скрыто или явно, непосредственно или опосредованно) на общественные процессы, личность, общество. Функции заданы государством = требования к процессу и результатам деятельности (их уровень, степень социальной значимости). 1.Образовательные: процессы - познавательные, воспитательные, психического развития, оздоровления и приобщения к здоровому образу жизни. результаты- система знаний, умений, навыков; основы мировоззрения, потребностно – мотивационной сферы, обогащение личностного опыта, поведения, общения и т.д.; продуктивные психические новообразования, включая развитие способностей к творчеству, сознательному управлению собой и самосовершенствованию; физическое и психическое здоровье, становление здорового образа жизни. 2. Социальные: содействие социальной мобильности, структурирования социального времени, функции культурного центра, воспроизводства и развития уклада жизни, духовно – нравственных традиций и ценностей, предпринимательства, социально– педагогической защиты детей.
Миссия учреждения ядро ценностей или ключевые ценности, цели и убеждения не может быть абстрактной, составленной в общих выражениях, туманной (например – высокое качество образования); должна быть поддержана теми кто руководит, организует образование, осуществляет его (это - совет учреждения, команда управленцев, педагоги, специалисты, родительский совет, дети); написана, издана в специальной брошюре или опубликована иным способом, доступна, читаема; формулируется так, чтобы можно было оценить ее реализацию.
Зачем нужна миссия? Для внутренней среды учреждения: единство идей (образования, деятельности) вне некоторых нельзя принимать важные решения; общее согласие всех работающих в учреждении в методах взаимодействия, формах, содержании, программах и т.д. основа для выделения приоритетов в ежегодном планировании; управления качеством в плане его улучшения, т.к. в ней – ясная цель, определен путь оптимизации способа выполнения своих задач, контроль качества! Для окружающей среды: представление своего «Я» клиентам (детям, родителям, школе, рынку выпускников, городу и т.д.) самоидентификации и представления вида учреждения повышения конкурентоспособности
Какие факторы влияют на определение миссии? идеология и политика в образовании требования рынка требования к программам, изменение кадрового состава контингент детей, семей, взгляды и убеждения работников, культура и традиции учреждения, ……….
Социальный заказ: сущность и носители Социальный заказ Социальный заказ – вся совокупность образовательных и сопутствующим им потребностей, нужд, ожиданий, надежд, запросов, требований, чаяний, спроса, который предъявлен или может быть предъявлен: конкретной системе образования, отдельному учреждению, социальному субъекту (отделу, педагогу), в разной форме, с разной степенью требовательности
Что из этого следует для учреждения: У всех членов общества есть те или иные, разные, осознанные или неосознанные образовательные потребности интересы ….. Есть государственный заказ –потребности, интересы государства, ведомств, органов управления и разных общественных объединений Совокупность личных и профессиональных интересов работников образования и дополнительного образования детей ПРОТИВОРЕЧИЯ, РАЗНОГЛАСИЯ между ними
Что делать? 1.Определить свою позицию, принять свои нормы и стандарты услуг (условий, процесса, результатов) и следовать им. 2.Формулировать свое понимание заказа, учитывая собственные ценности, оценивая свои возможности, ресурсы и изучая потребности заказчиков, их изменение (модель образовательной программы учреждения). 3.Формулировать и принимать только итоговый заказ (Программа развития). 4.Регулировать законодательно. 5.Учиться вести общественный диалог между заказчиком и производителем –исполнителем образовательных и других услуг. 6.Влиять на интересы и потребности заказчиком, помогать им осознавать свои потребности и корректно их предъявлять учреждению, образованию.
Учреждение и «внешняя среда» Учредители Клиенты Заказчики Потребители Законодатели Представители власти Создатели общественного мнения Производители Поставщики ресурсов Партнеры Помощники Конкуренты