Опыт сравнения науки и образования в США и Молдове Академик Исаак Б. Берсукер Публичная лекция в Академии Наук Республики Молдова 2-го Июня 2011 года Содержание 1.Введение. 2.Отрицательные элементы в системе образования в США 3. Роль науки в преподавании в вузах 4. Наука в Молдове: Академия или Университеты?
Опыт сравнения науки и образования в США и Молдове Введение 1. Приводимые сравнения основаны на личном опыте в науке и преподавании в Молдове (~40 лет) и США (~20 лет) 2. В США, по идее, нет прямого влияния идеологии на развитие науки. В дискуссиях о науке и образовании в Молдове некоторые политические деятели прямо или косвенно вовлеkaют идеологию
Отрицательные элементы в системе образования в США 1. Позднее введение абстрактного мышления в начальных классах 2. Сведение обучения к играм. Низкая требовательность. Отсутсвие навыков к интенсивному труду в старших классах и математические трудности в вузах. 3. Взаимоотношения профессор-студент в вузах. Оценка студентами профессора – вредная традиция. 4. Почему в этих условиях наука США занимает найболее передовые позиции в мире? –сплошное обучение и отбор –привлечение иностраных студентов и учёных
О роли науки в преподавании в вузах и научных учреждениях 1. Ошибки в определении образования приводят к неправильному пониманию роли науки в преподавательском процессе 2. Сухой остаток образования: научный образ мышления, навыки к решению задач, широкий кругозор, и любовь к иновациям и открытиям. Для передачи этих свойств студентам преподаватель должен быть учёным. 3. Оценка работы Университетов в мировом масштабе. Примеры: Кембридж, Станфорд 4. Дискуссия в Техасе 5. Как усилить роль науки в вузах Молдовы
Наука в Молдове: Академия или Университеты? 1.В США научные исследования финансируются на конкурсной основе с объязятельным требованием мирового уровня. Учреждения науки – Университеты, специальные лаборатории и научные центры, лаборaтории при корпорациях, еtс. 2.Вся наука во всех учреждениях страны финансируется правительствон из единного центра, NSF и NIH 3.Предложения о кореном реформировании науки в Молдове (и даже о закрытии Академии) основаны на непонимании роли науки и процессов её развития. 4.Форма организации науки в каждой стране основана на традициях и культуре народа, а её содержание в принципе одно и то же: производство новых знаний и их применение. 5. Критические замечания в адрес науки республики.