НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
Основные цели создания университетских научно-образовательных комплексов Основные цели создания университетских научно-образовательных комплексов 2 2 повышение эффективности и качества образовательного процесса 1 1 обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда 2 2 повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований 3 3 создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов, активизация научных исследований и инновационной деятельности повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся
единство научного, учебного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с целью сокращения сроков их освоения организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов Принципы создания университетских научно-образовательных комплексов Принципы создания университетских научно-образовательных комплексов 3 3
Основные функции университетских научно-образовательных комплексов Основные функции университетских научно-образовательных комплексов 4 4 реализация образовательных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям) подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно- педагогических работников фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук ведущий научный и методический центр в области своей деятельности
Организационная структура (модель) университетского научно-образовательного комплекса Организационная структура (модель) университетского научно-образовательного комплекса 5 5 Образовательная составляющая Университетский научно- образовательный комплекс Научно- исследовательская составляющая Социокультурная составляющая Информационно- технологическая составляющая
Структура образовательной системы университетского научно-образовательного комплекса Структура образовательной системы университетского научно-образовательного комплекса 6 6 ДПОППО ВПО СПО ДООО Дошкольное образовательное учреждение Начальная школаЛицей ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Колледжи ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЯ Факультеты и учебные институтыФилиалы ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЯ ИПК и ПРОФПКМРЦПК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЯ АспирантураДокторантураОрдинатура
На основе интеграции научных исследований, образования и производства ведется опережающая подготовка элитных специалистов 7 7 ОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВО Опережающая подготовка элитных специалистов
Учебно-научные институты, лаборатории и центры университетского комплекса КБГУ 8 8
Проблемы характерные для университетского научно-образовательного комплекса 9 9 Несовершенство федерального и регионального законодательства в части организации и обеспечения функционирования интегрированных, многоуровневых учреждений профессионального образования. Недостаточное финансирование поисковых работ по разработке актуальных проблем создания и функционирования, университетских научно- образовательных комплексов. Отсутствие Типового положения об университетских научно- образовательных, в котором были бы определены цели и принципы создания, основные задачи, порядок создания и механизмов функционирования университетских комплексов. Структура управления объединенным образовательным учреждением, является во многом результатом суммирования аппаратов управления разноуровневых и разнопрофильных учреждений и организаций, присоединенных к базовому вузу.
Вопросы, требующие безотлагательного решения 10 Во-первых необходимо провести анализ ситуации, в которой оказались научно-образовательные и университетские комплексы в регионах РФ Во-вторых В-третьих В-четвертых надо четко определить роль и место УНОК и УК в жизни современного общества и сделать это достоянием широкой общественности надо четко обозначить значимость миссии научно- образовательных и университетских комплексов Необходимо выработать новые критерии статуса научно- образовательных и университетских комплексов
Необходимым условием развития университетских научно-образовательных комплексов на территории РФ является совершенствование закона «Об образовании». В новой редакции Закона должны быть заложены правовые основы позволяющие, создавать успешно функционирующие УНОК с учетом их внутренних функциональных задач и необходимости эффективного взаимодействия с внешней средой. 11