Организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения Гольдринг Инна Ионовна (методист отдела охраны здоровья и физического воспитания ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»)
2 «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский
3 5 ноября 2008 года, Москва, Большой Кремлёвский дворец Послание Президента Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВА Федеральному Собранию Российской Федерации «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги». «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги».
4 1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ. 1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ. Состояние и содержание здания и помещений Состояние и содержание здания и помещений Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадки необходимым оборудованием. Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадки необходимым оборудованием. Наличие медицинского (физио, массажного) кабинетов с необходимым оснащением. Наличие медицинского (физио, массажного) кабинетов с необходимым оснащением. Наличие школьной столовой Наличие школьной столовой Организация питания. Организация питания. Организация питьевого режима. Организация питьевого режима. Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с детьми (медработник, учитель по физической культуре, психолог, логопед, социальный педагог и т.п.) Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с детьми (медработник, учитель по физической культуре, психолог, логопед, социальный педагог и т.п.)
5
6 2 блок – рациональная организация учебно-воспитательного процесса Соответствие объёма учебной нагрузки гигиеническим нормам и требованиям. Соответствие объёма учебной нагрузки гигиеническим нормам и требованиям. Соответствие учебного расписания санитарным нормам и правилам. Соответствие учебного расписания санитарным нормам и правилам. Использование современных методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся. Использование современных методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся. Использование программ, методов и методик обучения, утвержденных Министерством образования, адаптированных для различных возрастов. Использование программ, методов и методик обучения, утвержденных Министерством образования, адаптированных для различных возрастов. Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства) Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства) Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культурой и занятий активно-двигательного характера Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) обучения на уроках. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) обучения на уроках. Индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения.
7 Обсуждая проблему здоровьесбережения в ОУ, мы акцентируем внимание, прежде всего, на организации учебно-воспитательного процесса, под которой понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов и действий, обеспечивающих реализацию обучения и воспитания на основе соблюдения установленных принципов, регламентов, норм и правил.
8 Признаки сильного и выраженного утомления после уроков присутствуют у подавляющего большинства учащихся Неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем Неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем Закономерное ухудшение здоровья детей Учебные нагрузки невозможно рассматривать в отрыве от педагогических технологий, спектр которых сегодня чрезвычайно высок. Они могут как усиливать, так и нивелировать влияние учебной нагрузки.
9 3 блок- физкультурно-оздоровительная работа Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися всех групп здоровья. Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися всех групп здоровья. Наличие каждый день одного двигательного урока в начальной школе: физкультуры, плавания, ритмики или ЛФК. Наличие каждый день одного двигательного урока в начальной школе: физкультуры, плавания, ритмики или ЛФК. Организация и проведение динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Организация и проведение динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Проведение уроков в режиме увеличения двигательной активности и смены динамических поз Проведение уроков в режиме увеличения двигательной активности и смены динамических поз Традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия: Дни здоровья, спортивная неделя, спортивные праздники и развлечения, внутришкольные соревнования. Традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия: Дни здоровья, спортивная неделя, спортивные праздники и развлечения, внутришкольные соревнования.
10
11 4 блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Последовательное обучение на основе образовательной программы «Здоровье».Последовательное обучение на основе образовательной программы «Здоровье». Включение в систему работы ОУ образовательных модулей и программ, направленных на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизниВключение в систему работы ОУ образовательных модулей и программ, направленных на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни Формирование культурно-гигиенических навыков в повседневной жизниФормирование культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни Проведение лекций и бесед по проблемам сохранения здоровьяПроведение лекций и бесед по проблемам сохранения здоровья Оформление общешкольного «уголка здоровья» и тематических уголков в кабинетах.Оформление общешкольного «уголка здоровья» и тематических уголков в кабинетах. Проведение Дней здоровья, конкурсов, викторин здоровьесберегающей направленности.Проведение Дней здоровья, конкурсов, викторин здоровьесберегающей направленности. Работа общественной совета по здоровью.Работа общественной совета по здоровью.
12
13 5 блок – система просветительской и методической работы с педагогами и родителями, направленная на повышение уровня компетентности педагогов и знаний родителей по проблеме содействия здоровью ребёнка. Организация и проведение педагогических советов, лекций, консультаций, семинаров (в том числе постоянно действующих), курсов и родительских собраний по различным вопросам развития школьника, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на его здоровье.Организация и проведение педагогических советов, лекций, консультаций, семинаров (в том числе постоянно действующих), курсов и родительских собраний по различным вопросам развития школьника, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на его здоровье. Экспериментальная деятельность.Экспериментальная деятельность. Создание творческих групп учителей, работающих по различным аспектам здоровьесбереженияСоздание творческих групп учителей, работающих по различным аспектам здоровьесбережения Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья и т.д.Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья и т.д. Оформление информационно-наглядных материалов для родителей по вопросам здоровья.Оформление информационно-наглядных материалов для родителей по вопросам здоровья. Приобретение необходимой научно - методической литературы.Приобретение необходимой научно - методической литературы.
14
15 6 блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья Профилактика заболеваний методами, не требующими постоянного наблюдения врача. Профилактика заболеваний методами, не требующими постоянного наблюдения врача. Комплексный мониторинг здоровья. Комплексный мониторинг здоровья. Регулярный анализ и обсуждение данных о состоянии здоровья детей, доступность сведений для каждого педагога. Регулярный анализ и обсуждение данных о состоянии здоровья детей, доступность сведений для каждого педагога. Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами. Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами. Динамическое наблюдение за здоровьем в сенситивных возрастах (7,11 и 15 лет) с привлечением узких врачей – специалистов. Динамическое наблюдение за здоровьем в сенситивных возрастах (7,11 и 15 лет) с привлечением узких врачей – специалистов. Привлечение медицинских работников ОУ к реализации различных компонентов работы по сохранению здоровья детей, просвещению педагогов и родителей. Привлечение медицинских работников ОУ к реализации различных компонентов работы по сохранению здоровья детей, просвещению педагогов и родителей. Регулярный анализ динамических наблюдений за состоянием здоровья, их обсуждение с педагогами и родителями. Ведение карт здоровья. Регулярный анализ динамических наблюдений за состоянием здоровья, их обсуждение с педагогами и родителями. Ведение карт здоровья.
16 Зависимость функционального состояния организма ребенка от стиля общения - авторитарный педагог - демократичный педагог АРОМАТЕРАПИЯ
17 Просветительское (задача: работа с окружением ребёнка- родителями) Основные направления здоровьесберегающей деятельности Воспитательно- образовательное (задача: научить ребёнка заботиться о своём здоровье) Организационное (задача: создать в ОУ условия, позволяющие детям сохранить своё здоровье) Кадровое (задача: повышение профессиональной компетентности педагогов по различным аспектам здоровьесберегающей педагогики)
18 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это совокупность всех используемых в образовательном процессе принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаком здоровьесбережения, а также способствуют воспитанию у детей культуры здоровья.