Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила педагог-психолог МОУ Коченевской средней общеобразовательной школы 2 (дошкольное образование) Мещерякова Ольга Борисовна
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых: Детский сад Кружки Спортивные секции Страдает психическое здоровье детей Необходимо использовать упражнения на релаксацию ТВ
Введение в тему Релаксация(от лат. relaxatio- ослабление, расслабление)- глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Не произвольная Произвольная
Теоретическая часть В основе теории мышечной релаксации лежит утверждение, что разум и тело человека крепко взаимосвязаны. Нервное напряжение (умственное ) Мышечное напряжение Расслабь разум и расслабиться тело наоборот
Техники релаксации
1.Прогрессивная мышечная релаксация по методу д- ра Джекобсона Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок лучше почувствует расслабление если сначала ощутит напряжение в мышцах. Сильно напрягаем мышцу в течение 5-10 сек, а затем сек концентрация на чувстве расслабления. Важно: сохранение определенной позы в течение некоторого времени(движения практически отсутствуют)
«Ладошки» Взрослый предлагает ребенку выполнять до возникновения усталости задания Тереть ладошки друг о друга Тереть кулачки друг о друга Изображать игру на барабане Сложить ладошки «рыбкой» и выполнять ими волнообразные движения P.S. При возникновении усталости –отдых ( опустить руки и потрясти кистями), направить внимание ребенка на сравнении мышечных ощущений.
2.Расслабление через дыхание Техника основана на полном насыщении легких кислородом. Такие упражнение помогает тревожным и застенчивым справиться с волнением.
«Лифт» Упражнение выполняется стоя. Психолог говорит: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома. Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта». Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
«Насос и мяч» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. «Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках. «Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…». «Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. «Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг. «Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
3.Релаксация через представления Здесь важны интонация и медленный темп речи взрослого. Они должны способствовать появлению состояния покоя и отдыха. Введение в такое состояние поможет использование специальной музыки для релаксации. Музыка : ослабляет действие стрессора, увеличивает адаптационные возможности организма, способствует мобилизации внутреннего потенциала.
«Осенний лес» Взрослый просит ребенка представит, что он превратился в дерево, а затем говорит: Летом дерево было зеленым и пышным (ребенок стоит, расправив спину и подняв руки). Но вскоре наступила осень, и дерево стало засыпать. Сначала заснули верхние самые тонкие веточки (держат руки поднятыми, опускает пальцы, а затем кисти рук), потом веточки потолще (сгибает руки в локтях), а затем и самые толстые нижние ветви (опускает руки). Наступила зима. Заснуло дерево до весны (ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет принятую позу до сигнала взрослого).
«Необычная радуга» Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Вывод Выполнение упражнений очень нравиться детям. Они быстро обучаются умению расслабляться. Научившись расслабляться ребенок получает то, в чем раньше испытывал недостаток. Это касается познавательной и эмоциональной сфер, крупной и мелкой моторики.
Возбужденнные, беспокойные дети Более уравновешенные, внимательные терпеливые Заторможеннные, застенчивые, робкие и вялые дети Уверенность в себе, бодрость, свободу в выражении чувств и мыслей