Орхус и Азербайджан 2 – года по тернистому пути к демократии
Значение для Азербайджана Геополитическое положение Великий Шелковый Путь Разработка Нефтегазовых Месторождений и Трубопроводы Разработка Нефтегазовых Месторождений Трубопроводы Неопределенность статуса Каспия Экологические проблемы Загрязнение Каспия Истощение и загрязнение водных ресурсов Необходимость развития национального законодательства Интеграция в мировое сообщество
Проблемы осуществления неопределенность сроков выполнения обязательств Сторон на национальном уровне недостаточно эффективные воздействия на государство в международном уровне не достаточно эффективная деятельность международными организациями на национальном уровне отсутствие на национальном уровне единой Программы по осуществлению
Национальное законодательство Конституция Азербайджана Закон АР «Об охране природы и природопользовании» Закон АР «Об охране окружающей среды» Закон АР «Об экологической безопасности» Закон АР «О радиационной безопасности» Закон АР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» Закон АР «Об охране здоровья населения» Закон АР «Об обжаловании в судебном порядке постановлений и действий (бездействии) должностных лиц нарушающих права и свободы граждан»
Национальное законодательство Закон АР «О свободе информации» Закон АР «Об информации, информационных системах и охране информации» Закон АР «О порядке рассмотрения обращений граждан» Положение «Об Оценке Воздействия на Окружающую среду в Азербайджан»
Экологические права в Конституции Азербайджана право каждого жить в здоровой окружающей среде, собирать сведения о подлинном ее состоянии, право на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно (референдум), так и через своих представителей, право на свободу мысли и свободное выражения–т.е. в любой допускаемой законом форме распространять свое мнение и свободно получать объективную информацию, право на свободу информации, т.е. право на ознакомление с документами, решениями, материалами государственных органов, затрагивающими интересы граждан,
Экологические права в Конституции Азербайджана право законным путем получать, распространять любую информацию, свободную от цензуры, право обжаловать незаконные действия или бездействие государственных органов, должностных лиц, право на возмещение с судебном порядке материального ущерба и морального вреда, причиненного любому лицу незаконными действиями или бездействием
Доступ к информации об окружающей среде Открытая информация (ст. 9 Закона АР «О Свободе информации»), распространяется: официальными периодическими изданиями распространением через СМИ предъявлением физическим и юридическим лицам Информация, доступ к которой ограничена (ст.10 закона о СИ) государственная тайна профессиональные (адвокатскую, нотариальную, врачебную) тайны служебная, банковская, коммерческая, следственная и судебные тайны
Доступ к информации об окружающей среде Порядок предоставления информации Запрещено требование обоснования необходимости получения информации В предъявлении информации может быть отказано, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченной распространению (ст. 11 закона о СИ). Указанный ответ должен предъявляется не позднее 15 дней после получения запроса об информации. Не предусматривает какие либо исключения из права доступа к информации. В законе говорится только об ограничениях определенной части информации.
Доступ к информации об окружающей среде Порядок предоставления информации Информация предоставляется как правило бесплатно НПО приходится тратить определенные расходы на копирование материалов Законодательство Азербайджана предусматривает прямые расходы только за информацию, предоставляемую Гидрометеорологической службой Государственные органы обязаны отправить в тот орган, в котором он считает имеется запрашиваемая информации, в случае отсутствия его у них Информация не доступна через Интернет, из за отсутствия таковых
Участие общественности в принятии решений Участие в законотворчестве: при обсуждениях проектов законов, при принятии политики, планов и программ муниципалитетами и давать свои предложения. Государственные органы, к которым поступили данные предложения, обязаны ответит обращениям граждан и НПО.
Участие общественности в принятии решений Участие в принятии решений по конкретным делам На основании Положения об ОВОС граждане и НПО имеют право: участвовать слушаниях проектов, быть включенными в состав экспертных советов по рассмотрению конкретных проектов, контролировать ОВОС конкретного проекта за весь период его осуществления, проводить общественный мониторинг
Доступ к информации об окружающей среде Порядок предоставления информации Информация предоставляется как правило бесплатно НПО приходится тратить определенные расходы на копирование материалов прямые расходы предусмотрены только за информацию Гидрометеорологической службой Государственные органы обязаны отправить в тот орган, в котором он считает имеется запрашиваемая информации, в случае отсутствия его у них Информация не доступна через Интернет, из за отсутствия таковых
Осуществление Правосудия Правовые основы обращения в суд Предусмотрено право обжалования действий (решений) и бездействия (уклонения) должностных лиц в суд Рассмотрение в суде происходит в исковом порядке в месячный срок Предусмотрена пошлина в размере US$ 2.1 Проблемы Суды полностью зависят от Исполнительного органа Рассмотрение жалобы в Апелляционной инстанции происходит в течении 3-х месяцев