ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя Хабаровского УФАС России декабря 2009 года, Хабаровск
1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; 2) товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; 3) хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; 4) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
1. Определение географических, продуктовых и временных границ товарного рынка; 2. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; 3. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; 4. Определение уровня концентрации товарного рынка; 5. Определение барьеров входа на товарный рынок; 6. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; - сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления; - сведения, полученные от физических и юридических лиц; - результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов; - данные ведомственных и независимых информационных центров и служб; - данные объединений потребителей и объединений производителей; - сообщения средств массовой информации; - данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций; - технические условия и другие нормативы; - данные иных источников.
а) метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара, или на результатах выборочного опроса покупателей; б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов; в) метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров; г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, устанавливается состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке.
Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени (далее - объем товарного рынка) осуществляется на основании одного из следующих показателей: - объем продаж (поставок); - объем поставок (отгрузок); - объем выручки; - объем перевозок; - объем производства; - объем товара в соответствии с заключенными договорами и др. В зависимости от наличия информации объем рынка определяется: а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели: а) коэффициент рыночной концентрации (CR ) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке: n CR = SUM D, n i=1 i б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке: N 2 HHI = SUM D, i=1 i
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка: - высокий - при 70%
а) экономические ограничения б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству) в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок
Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией; Поведение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке (инновационная деятельность и маркетинговая стратегия продавцов, наличие соглашений хозяйствующих субъектов и др.); Динамика цен на рассматриваемом товарном рынке; Динамика объема товарного рынка и спроса, его открытость для межрегиональной и международной торговли; Уровень технического развития хозяйствующих субъектов, частота появления новых товаров и новых продавцов на рассматриваемом товарном рынке и т.п.