Политика ФАС России: последствия для российской нефтепереработки Иван Хомутов, консультант Исследовательская группа «Петромаркет» Семинар «Экономическая политика в условиях переходного периода» НИУ ВШЭ 28 февраля2013 г.
Можно выделить 4 узловых момента в истории проводимой политики ФАС в отношении нефтяных компаний 1-ая волна антимонопольных дел (2008 г.): обвинение в установлении монопольно высоких оптовых цен на топлива 2-ая волна антимонопольных дел (2009 г.): обвинение в установлении монопольно высоких оптовых и розничных цен на топлива 3-я волна антимонопольных дел (2011 г.): обвинение в установлении монопольно высоких оптовых и розничных цен на топлива Разработка законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»
Подробнее о 3-ей волне АИ-95 практически не экспортируется за пределы СНГ, поэтому от повышения пошлин на внутреннем рынке его больше стать не может Автобензин АИ-92 на внутреннем рынке торгуется, как правило, с премией по отношению к экспортному нетбэку, поэтому дополнительно удерживать этот продукт на внутреннем рынке не требуется. Рост пошлин не способен остановить экспорт автобензина в страны СНГ Результат: 90% пошлина снизила привлекательность инвестиций в процессы, позволяющие увеличить выход автомобильных бензинов снизилось количество независимых АЗС
Новая инициатива ФАС – ценообразование на основе экспортного паритета,.. P0P t 20 = 2 t 10 = 1 t 12 = 2 t 32 = 2 Нетбэк для 1-ого НПЗ: P 0 – 1 Нетбэк для 2-ого НПЗ: P 0 – 2 Нетбэк для 3-его НПЗ: P 0 – 3 t 30 = 3 Внешний рынок Дефицитный рынок Минимальная цена на втором рынке – P 0 – t 10 + t 12 = P Т.е. внутренний рынок является премиальным, что связано с региональной дефицитностью.
… что может привести к дефициту топлив в России
Конкуренция и концентрация Автомобильные бензины Дизельное топливоАвиационный керосинТопочный мазут ЮФО ЦФО УФО СФО СЗФО ПФО ДВФО СКФО Средняя премия внутреннего рынка РФ к нетбэку в 2010 г., долл./т Доля экспорта в совокупном объеме производства в 2010 г., % Автомобильный бензин АИ % Дизельное топливо 3654% Авиационный керосин 7314% Топочный мазут -479% Результаты расчета индексов Герфиндаля-Хиршмана Соотношение средней премии внутреннего рынка РФ на нефтепродукты и долей их экспорта от общего объем их производства Показатель концентрации не отражает уровень конкуренции на рынках нефтепродуктов
Оценка характера конкуренции между НПЗ – путь к разработке корректных инструментов антимонопольной политики
Настоящая презентация является интеллектуальной собственностью компании ООО «ИГ «Петромаркет» и предназначена исключительно для информирования участников семинара «Экономическая политика в условиях переходного периода» Любое распространение представленных в презентации материалов или использование в коммерческих целях возможно только с письменного разрешения ООО «ИГ «Петромаркет» Ограничения использования
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!