Формирование умений работать с текстом на уроках биологии Канд.психол.наук Е.В.Чудинова
Тексты в обучении биологии Научно-популярный текст Текст задания Учебный текст (информационный текст) Задания ГИА предполагают работу с текстом. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские умения Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить ( содержание и форму текста) 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Начальная школа – 1 место по PIRLS Средняя школа – 43 место по PISA – нет прогресса за 9 лет (с 2000 по 2009 г) Измерение читательской грамотности
Различия в текстах для начальной школы и для средней (в учебниках для средней школы нет обучения чтению) Грамотность чтения четвероклассников ничем не отличается от грамотности чтения шестиклассников, потом очень медленный рост (проблемы на уровне вычитывания…). Исследование Г.Цукерман, Г.Ковалевой, М.Кузнецовой
Чего не умеют наши ученики? Найти и извлечь информацию. вычитывание информации (лепка по описанию) следование инструкции (не делают лабораторные работы в несколько действий, не выполняют задания в несколько действий с письменной инструкцией) ВитаминыСтрелолист СельдерейЖужелица Перелётные птицы Цыплёнок О комнатной мухе
Чего не умеют наши ученики? Интегрировать и интерпретировать (связывать и толковать) информацию. Язык и ощущенияНезнакомое слово
Чего не умеют наши ученики? Осмыслить и оценить содержание и форму текста. Чтобы не только вычитать информацию, но и понять ее, необходимы орудия понимания (мышление в биологических понятиях, действия с биологическими моделями). Понятия не строятся через чтение, слушание. Они строятся через собственные предметные действия. Маша пишет…Летучие мыши