Виды заданий для развития индивидуальной личности 1 блок Задания на создание возможностей самопознания 2 блок Задания на создание возможностей для самоопределения 3 блок Задания на «включение» самореализации 4 блок Задания, ориентированные на совместное развитие школьников
1 БЛОК. Задания на создание возможностей самопознания Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»: задания на самооценку школьниками выполненной работы (например, по заданному учителем плану проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); задания на анализ выбранного способа работы (рациональности способа решения и оформления задач, плана сочинения, последовательности действий в лабораторной работе); задания на оценку школьником себя как субъекта учебной деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать, организовывать и корректировать свою работу, оценивать результаты»);
задания на оценку характера своего участия в работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, изобретательности); задания на включение в урок диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д.; «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература). 1 БЛОК. Задания на создание возможностей самопознания Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»:
2 БЛОК. Задания на создание возможностей для самоопределения Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Выбирай себя!»: аргументированный выбор различного учебного содержания (источников информации, факультативов, спецкурсов, кружков); задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл; задания с аргументированным выбором способа работы и характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
3 БЛОК. Задания на «включение» самореализации Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Проверяй себя!»: Задания, требующие творчества в содержании работы (придумай задачу, тему, задание, вопросы, решение нестандартных задач); Задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная постановка опытов, лабораторных заданий); задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей); задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений;
4 БЛОК. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Твори совместно!»: Задания на совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты; «обычные» творческие совместные задания без какого- либо распределения учителем (!) ролей в группе (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.): творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, «лаборант», «оформитель», эксперт-контролер и пр.
4 БЛОК. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников Позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Твори совместно!»: задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением); совместный анализ результата и процесса работы (например, групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.).