Формирование познавательной компетентности на уроках литературного чтения МАОУ СОШ 1 Учитель: Кирш О.В.
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский
Цели : Научить детей читать художественную литературу Вызвать интерес к чтению и заложить основу формирования грамотного читателя
Задачи: формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению; приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов; развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
1. «Рассказ от первого лица» (рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля) (повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки» 2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали) 3. «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик » сочинить новую сказку 4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки, рассказа) Виды заданий
Правила ведения диалога: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, хочешь говорить – подними руку; дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; обращение начинается с имени; критика должна быть тактичной; отсутствие результата – тоже результат; голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Организация читательской деятельности Эмоциональное вслушивание Вычитывание Выразительное чтение Сочинения, рисование, инсценировки
Владение детьми способа понимания художественного произведения Умения выразительно читать Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи Расширение читательского кругозора Развитие «чувства языка» и литературного вкуса Формирование познавательных способностей
Диалоговое общение Ролевое чтение Ролевые диалоги Работа в парах Инсценирование произведения
Типы познавательных игр Игры учебного характера «Авторская сказка» «Угадай, кто я?» «Фраза по кругу» «От первого лица» «Цепочка» Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры «Цветик - семицветик» «Испорченный телефон» «Магазин» Предметная игра «Что? Где? Когда?»
Результаты техники чтения Класс Кол-во учащихся Скорость чтения Кол-во уч-ся, выполнивших технику чтения Общая успеваемость Качественная успеваемость 1 «А»2430 – %33 % 2 «А»2640 – %38 % 3 «А» I-полугодие 2360 – %48 %