Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей. Самопрезентация воспитателя МДОУ д/с «Радуга» Савельевой Наталии Валерьевной
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Несформированность грамматического строя речи Недостаточный словарный запас Ребёнок с нарушением речи Бедная диалогическая речь Неспособность построить монолог Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Плохая дикция В речи детей существуют следующие проблемы
Чтобы повысить уровень развития речи дошкольников, я использую систему основных методов и приемов. Художественное слово. Образец рассказа воспитателя. Вопросы к детям по прочитанному произведению. Речевые Дидактические Словесные игры. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому, я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приемы мнемотехники. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому, я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приемы мнемотехники.
Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Отгадывание и загадывание загадок
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них. Д/и «Один, много, чего не стало» Цель: Активизация словаря ребёнка по лексической теме. Коррекция грамматического строя речи. Обучение детей образованию существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Д/и «Сосчитай» Цель: Активизация словаря по лексической теме. Коррекция грамматического строя речи: согласование числительных с существительными
Мнемодорожка Мнемодорожка «Ошибки «Ошибки художника» художника» Цель: Развивать внимание детей. Закрепить строение птиц. Упражнять в составлении простых распространённых предложений.
Мнемотаблица Мнемотаблица «Полёт скворца» «Полёт скворца» Цель: Развитие внимания детей. Активизация в речи приставочных глаголов. Мнемодорожка Мнемодорожка «Птицы» «Птицы» Цель: Развитие связной речи. Составление описательных рассказов о птицах
Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Показатели уровней речевого развития детей средней контрольной группы детей средней контрольной группы Показатели уровней речевого развития детей средней экспериментальной группы (2009/2010 уч. год)
Показатели уровней речевого развития детей старшей контрольной группы Показатели уровней речевого развития детей старшей экспериментальной группы (2010/2011 уч. год)
Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2009 г. по 2011 г. Показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2009 г. по 2011 г. Показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой. Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты: Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты: у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширился круг знаний об окружающем мире; расширился круг знаний об окружающем мире; расширился активный и пассивный словарный запас; расширился активный и пассивный словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»