О БУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ Докладчик Байзакова Роза Алишеровна, Председатель Комитета по повышению квалификации аудиторов Палаты аудиторов РК
Проблемы Слабая подготовка выпускников вузов, оторванность программы вузов от требований квалификационной программы ; Качество обучения и повышения квалификации аудиторов; Отсутствие выходного контроля по результатам обучения для определения степени готовности кандидата к экзамену и определения уровня подготовки аудитора после прохождения повышения квалификации; Отсутствие обратной связи со слушателями.
Рекомендации Согласование учебных планов высших учебных заведений с профессиональными организациями. Улучшить качество предквалификационной подготовки претендентов, проводить внутренние экзамены для определения степени готовности претендента к экзамену; Наладить контроль качества проведения повышения квалификации аудиторов; Разработать предложения о возможности, в исключительных случаях, «отпуска» в прохождении повышения квалификации аудиторов, временно не работающих (декретников и т.д.). и освобождения аудиторов, находящихся на пенсии и неработающих, от прохождения повышения квалификации.
Профессиональная компетентность и должная тщательность – один из фундаментальных принципов аудитора Поддержание профессиональной компетентности предусматривает постоянное изучение и понимание соответствующих технических профессиональных и деловых разработок. Продолжающееся профессиональное развитие развивает и поддерживает навыки, позволяющие аудитору компетентно выполнять свою работу в профессиональной среде (Кодекс этики профессиональных бухгалтеров).
Правила выдачи сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 июля 2006 г. 278 «Аудиторы, являющиеся членами профессиональной организации проходят курсы повышения квалификации аудиторов не реже одного раза в 3 года. Целью постоянного повышения квалификации аудиторов в профессиональной организации является углубление профессиональных знаний и навыков, которыми обладают аудиторы, дальнейшее совершенствование полученных ранее знаний.»
Вступительные требования программы профессионального образования аудиторов В соответствии со ст.13 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» «К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах или в области научно- преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях.»
Требования к компетентности специалистов по аудиту знания профессиональные навыки профессиональные ценности, этика и отношения практический опыт
Профессиональные навыки Применение следующих профессиональных навыков в аудиторской среде: выявлять и решать проблемы; проводить соответствующее техническое исследование; работать в составе групп в ходе проведения консультаций; собирать и анализировать доказательства; представлять, обсуждать и эффективно отстаивать свою точку зрения при официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
Профессиональные навыки Развитие высокого уровня профессиональных навыков в аудиторской среде: применять соответствующие аудиторские стандарты; оценивать применения соответствующих стандартов финансовой отчетности; демонстрировать способность к исследованию, абстрактному логическому мышлению и критическому анализу; демонстрировать профессиональный скептицизм; применять профессиональное суждение; выдерживать и урегулировать конфликты.
Профессиональные ценности, этика и отношения честность объективность профессиональная компетентность и должная тщательность конфиденциальность профессиональное поведение независимость
Освещение ценностей и отношения в программах профессионального образования должно обеспечить стремление к: защите интересов общественности и пониманию социальной ответственности; постоянному совершенствованию и обучению на протяжении всей жизни; надежности, ответственности, своевременности, вежливости и уважении; соблюдение законодательных и нормативных актов.
Обучение и развитие с целью овладения и поддержания на определенном уровне способностей аудиторов углубленное профессиональное образование, получаемое в рамках программ профессиональных организаций; программы тренинга на рабочем месте и получения опыта; тренинг вне работы; курсы и мероприятия ППР.
Методы оценки ППР методы на основе входящих данных- установление определенного объема учебного мероприятия, который считается надлежащим для повышения и поддержания компетентности; методы на основе исходящих данных – выдвижения требования к аудиторам продемонстрировать повышение или поддержку уровня компетентности на основе результатов; комплексные методы – эффективное и рациональное объединение элементов методов на основе входящих и исходящих данных, установление объема требуемого учебного мероприятия, и измерения достигнутых результатов.
Комплексный метод Установление определенного количества единиц обучения, как показатель вероятных усилий (120 часов за 3 года), необходимых для достижения компетентности, а также контроль и проверка компетентности, достигнутую вследствие проведения учебных мероприятий.
Доказательства для проверки обучения по методу на основе исходящих данных публикация профессиональной статьи или результатов исследования; регулярные повторные экзамены; квалификация специалиста; оценка рецензентом написанных или опубликованных материалов; оценка достигнутых результатов обучения; внешний контроль качества.
Контроль и обеспечение выполнения требований по ППР Палатой аудиторов РК Разработка учебных программ Комитетом по повышению квалификации и составление ежегодного плана по повышению квалификации аудиторов. Ежегодная подача деклараций аудиторами по выполнению требований по ППР Ведение информационной базы повышения квалификации Проверка качества профессиональных курсов со стороны ПА РК
Структура посещаемых семинаров в 2008 году
Структура посещаемых семинаров в 1 полугодии 2009года
Повышение аудиторами - членами Палаты аудиторов РК квалификации за период 2008 – 1 полугодие 2009 года
Достижения аудиторов – членов Палаты аудиторов РК Доктор экономических наук -1 Кандидат экономических наук – 11 Степень МВА – 7 АССА – 4 СРА – 9 CIPA -77 CMA -1 IAB – 1 DipIFR - 9