Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее стадии 3. Воспитание и формирование личности 4. Факторы социализации и формирования личности 5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Развитие личности как педагогическая проблема В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Сущность социализации и ее стадии Социализация-это взаимодействие человека с обществом обозначается понятием Понятие о социализации как процессе полной интеграции лично сти в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие о социализации как процессе полной интеграции лично сти в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды.
Социализация это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы: Социализация это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д. дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д. трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре кращением трудовой деятельности. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре кращением трудовой деятельности.
Воспитание и формирование личности Воспитание и формирование личности Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно конт ролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное вос питание). Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно конт ролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное вос питание). воспитанию присущи две основные функции: воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность. упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность. создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: 1. естественно-культурные 2. социально-культурные и 3. социально-психологические.
Факторы социализации и формирования личности Факторы социализации и формирования личности. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо «средний, промежуточный») условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь ному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации. мезофакторы (мезо «средний, промежуточный») условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь ному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации. микрофакторы к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др. микрофакторы к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности Самовоспитание в структуре процесса формирования личности самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Формы и методы самовоспитания: Формы и методы самовоспитания: самокритика самокритика самовнушение самовнушение самообязательство самообязательство самопереключение самопереключение эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека
Конец