1 Пятое заседание 31 мая 2012г. Кишинев Современные вызовы и возможности развития внешнего контроля с использованием ключевых национальных показателей ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ПО КЛЮЧЕВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Оценка эффективности использования национальных ресурсов – миссия и стратегическая цель внешнего контроля Органы внешнего контроля (ОВК)Объекты контроля (ОК) СБ КУ СП РФ Высшие органы финансового контроля 2
Проблема дисбаланса ключевых показателей развития Произведенный капитал Природный капитал Человеческий капитал Национальные богатства Оценка социальных показателей Оценка экономических показателей Оценка устойчивости развития Дис- балансы ключевых активов развития Нацио- нальные богатства, трлн.долл. США Природный капитал Произве- денный капитал Челове- ческий капитал Россия 10,5 42,8%24,2%33,3% КНР 25,0 20,9%31,3%46,4% США 218,0 1,9%13,6%85,4% Мир708,06,1%17,6%76,5% 3
- стратегический аудит: - международных сопоставлений; - национальных стратегий; - региональных стратегий; - отраслевых стратегий; - аудит эффективности: - проектов и программ; - контрактов; - финансовый аудит: - транзакций. Новые сферы деятельности Счетной палаты РФ 4
Вызовы и предпосылки развития внешнего контроля 5 В сфере Стратегического аудита: - Эскалация мирового финансового кризиса; - Формирование новых экономических центров силы. - Формирование национальной системы стратегического планирования; - Реализация Программы повышения бюджетной эффективности. - Формирование портфеля окружных и региональных стратегий и схем территориального планирования. - Формирование региональных и межрегиональных кластеров. -Формирование портфелей отраслевых стратегий; -Формирование отраслевых кластеров. В сфере Аудита эффективности: - Реализация портфелей региональных и отраслевых проектов и программ. -Формирование Федеральной контрактной системы. В сфере Финансового аудита: -Формирование Национальной платежной системы; -Формирование системы мониторинга государственных расходов.
Проблема транспарентности видения прогресса 6
Глобальные риски на 2012 год 1-Массовое распространение краж информации и мошенничества с базами данных; 2-Рост хронических заболеваний; 3-Затянувшаяся запущенность инфраструктуры; 4-Критическая хрупкость государств; 5-Неправильное управление земельными и водными ресурсами 6-Бактерии, устойчивые к антибиотикам; 7-Крах дипломатических путей разрешения конфликтов; 8-Непоправимое загрязнение окружающей среды. 7
Схема взаимозависимости Глобальных рисков 8
Пять основных рисков по вероятности и ущербу 9
Дж.Е.Стиглиц «Угрозы 2012 года» Project Syndicate12 января 2012 года «В результате, изменение глобального экономического баланса, вероятно, ускорится, почти неизбежно порождая политическую напряженность. С учетом всех стоящих перед мировой экономикой проблем, мы будем счастливы, если эта напряженность не начнет проявляться в течение последующих двенадцати месяцев» 10
Финансы Экономика Социальная сфера Окружающая среда Мировой Банк МВФОЭСРИНТОСАИ ВТО ООН Координация процессов мирового развития наднациональными структурами ИНТОСАИ 11
Международные и национальные проекты по КНП измерения прогресса Программа международных сопоставлений ООН Проект ИНТОСАИ по ключевым национальным показателям ИНТОСАИ Стратегия развития, пилотные проекты по КНП СНГ Проект Саркози - Комиссия по измерению экономической эффективности и социальному прогрессу (Д.Стиглиц, А. Сена, Ж-П. Фитусси) Франция Доклад Европейской Комиссии «ВВП и далее: измерение прогресса в меняющемся мире» ОЭСР Глобальная инициатива Б. Клинтона (CGI) США Декларация тысячелетия (Millenium Development Goals) ООН Глобальный проект «Измерение общественного прогресса» ОЭСР 12
Дисбаланс социальных и экономических целей и показателей 13 Индекс лучшей жизни ОЭСР Группа двадцати Государственный долг Дефицит бюджета Уровень частных сбережений Уровень задолженности частного сектора Показатель внешнего дисбаланса, включающий в себя торговый баланс, движение чистого инвестиционного дохода и трансферты Системный сетевой кризис Не обеспеченный Ресурсами рост численности Населения Риски Безопасность Общество Экология Работа Здоровье Государственное управление Жилье Удовлетворенность жизнью Баланс труда и отдыха Образование Доходы Провал глобального взаимодействия Основной системный финансовый кризис Увеличение объёма выбросов парниковых газов
Результаты анализа использования и связей оцениваемых факторов дисбалансов 14
Социальные сферы С оциальное развитие Социальное обеспечение Рынок труда затраты уровень охвата качество затраты уровень охвата качество социальные услуги выплаты, льготы расходы в расчете на одного учащегося расходы % ВВП % населения с различным уровнем образования востребованность полученных знаний качество знаний расходы % ВВП расходы в расчете на одного человека доступность первичной медико- санитарной помощи уровень иммунизации человека продолжительность жизни смертность индекс Джини нищета экономически активное население безработица Социальные сферы Социальное развитие Факторы регулирования Показатели Устройство социального развития качество услуг средний размер пенсии уровень преступности 15
Устройство социального развития 16
Структура Индекса Лучшей жизни ОЭСР 17 Жилье Housing Удовлетворенность жизнью Life Satisfaction Баланс труда и отдыха Work-life balance Образование Education Доходы Income Безопасность Safety Общество Community Экология Environment Работа Jobs Здоровье Health Государственное управление Governance
Индекс Лучшей жизни ОЭСР (пример России) Работа Доходы Жилье Удовлетворенность жизнью Безопасность Баланс труда и отдыха Здоровье Участие общества в госуправлении Окружающая среда Образование Общество 18
Австрали я АвстрияБельгия Бразилия Канада Чили Чехия Дания Эстония Финляндия Франция Германия Греция Венгрия ИсландияИрландия Израиль ИталияЯпония Республика Корея Люксембург Мексика Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ПольшаПортугалия Россия Словакия Словения Испания ШвецияШвейцария Турция Великобритания США Индекс Лучшей жизни ОЭСР Итоговые оценки стран 19
20 Визуализация позиций стран в соответствии с затратными и выходными показателями
Визуализация сопоставления позиций стран и целей развития 21
Матрица результатов деятельности Правительства РФ 22
23 Методология стратегирования
Двигатель Мощность (ВВП,ВРП,…) – Ресурс (амортизация ОПР) Расход «горючего» Форсаж (мобилизационные возможности) Запас хода Ключевые показатели развития KNI (KPI) Качество управления Безопасность Экономичность СКИЖизнеспособность Качество жизни Ключевые потенциалы развития Запас ресурсов Мобилизуемые активы Располагаемые активы Наличные активы ЧК РА ФА НМА Система управления Управление целями развития Управление темпами развития Обеспечение устойчивости развития Обеспечение безопасности Система исполнительных органов Трансмиссия Управление (чувствительность и реактивность ДУ) Распределение нагрузок на конструкцию Распределение целей ДУ Проходимость Выбор целей и маршрута Навигатор 24
Сопоставление стратегий развития 25
Пример комплексной оценки КНП регионов РФ 26
Транспорт Энергетика Нефтегазовый комплекс Лесопромышленный комплекс Горнодобывающий комплекс АПК Социальная сфера ЖКХ Строительство ИТОГО: 214 проектов Оценка портфелей проектов Якутии 27
ПНП ДОМ ЖИЛЬЕ АПК ЗДОРОВЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕРЕВНЯ ДЕМОГРАФИЯ ДЕТИ 4 Д ПНП БОГЕСБОГЕС БОАЗБОАЗ ЗАТОПЗАТОП ПРОЕКТПРОЕКТ 4 Д НИЖНЕЕ ПРИАНГАРЬЕ Стратегическое планирование Красноярского края 28
Сценарные условия, использованные в модели Пессимистичный сценарий динамики цен нефти Urals Выравнивание ставок пошлин на светлые и темные нефтепродукты относительно пошлин на нефть ( ) Оптимистичный сценарий динамики цен нефти Urals Нейтральный сценарий динамики цен нефти Urals Сохранение текущих соотношений ставок пошлин на нефтепродукты по отношению к пошлинам на нефть ( ) 72 0% 100% Светлые НП % Темные НП 0% % Темные и светлые НП 0% Вариация инвестиционных программ НПЗ Цена Urals, $/барр Вариация прогнозных цен на нефть Вариация фискальной политики Полная модернизация с увеличением глубины переработки Модернизация в целях соответствия техническому регламенту, а также завершение текущих незаконченных проектов, направленных на увеличение глубины переработки 29
Пример сопоставления объемов нефтепереработки модели Минэнерго РФ и модели Счетной палаты РФ 30
Основные направления контроля 31
СТРОКА БЮДЖЕТА АктивностьОписание и параметры строки бюджета… Срок и Деньг и … ID_2 строк бюджета активность_ID _1 ДАННЫЕ СТРОКИ БЮДЖЕТА АКТИВНОСТЬОписание и параметры активности… ФН Д Ответственные … … активность_ID_ 1 ДАННЫЕ АКТИВНОСТИ ПРЕДМЕТ ЗАКУПКИ АктивностьОписание и параметры плановой материальной/финансовой потребности… Срок и Деньг и … ID_2.1 предмета закупки активность_ID_ 1 ДАННЫЕ О ПРЕДМЕТЕ ЗАКУПКИ ID_3ДАННЫЕ СТРОКИ ЗАПРОСА НА ЗАКУПКУ ID_4ДАННЫЕ СТРОКИ ЛОТА ЗАКУПКИ ДОГОВОР СПЕЦИФИКАЦИЯ НАКЛАДНАЯ/АКТ/СЧ ЕТ Информационно-логическая модель ФКС ПРОЕККТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТ ЗАКУПКИ КОНТРАКТЫ ОПЛАТА 1 В=А CB DC ПРЕДОПЛАТА 1 32
ФКС как объект конфликта интересов 33
ФКС как инструмент баланса интересов 34
РеализуемостьЭкономичность Бюджет Расход E = N – R min B C Нужды Результаты R < R* -R* +R*+R* E B R Результативность Результативность Стоимость Управление изменениями Проблема обеспечения баланса социальных и экономических показателей устойчивого развития Эффективность = Социальные показателиЭкономические показатели Индикаторы результатов 35
Пространство формирования целевых эффектов 36
Спасибо за внимание