«Развитие системы духовно- нравственных ценностей посредством учебного курса «Истоки».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений.
Важнейшие задачи воспитания : формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Все эти требования реализуются в «Истоковедении»
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Портрет выпускника начальной школы: умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней; обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение); любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Основная цель программы– заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России
Нравственные ценности способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Ценности деятельности человека Дети осваивают значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает».
Социокультурные ценности семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно – нравственные основы личности.
Таким образом, программа «Истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно- нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно- нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. Рассматриваются такие темы, как Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. Стержневыми темами курса «Истоки» в 3 классе стали темы «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Активные формы обучения являются основой учебного процесса социокультурного системного подхода к истокам в образовании. В практических занятиях участвует вся группа учащихся, получая посредством обратной связи объективную оценку своего развития.
Ресурсный круг
Тренинг Во время тренинга царит доброжелательная атмосфера, дети помогают друг другу, взаиморазвиваются. Обсуждая вопрос в группе, дети приобретают опыт общения, внимательно слушают друг друга, убеждают, учатся приходить к согласию, наблюдают за работой лидера.
Работа в микрогруппе
Воспитание на социокультурном опыте Главной целью программы является присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. создание своей первой книги.
МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА
Таким образом : с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.
Нам всем важно помнить, что заложенные в детях образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные, духовные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Спасибо за внимание!