Проект «Развитие ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо» (проект «Я – дитя страны Олоно») Автор проекта: В.С. Аргунова, учитель высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
« Проектирование программ духовно – нравственного развития для основной школы в соответствии с задачами ФГОС основного общего образования» ПРОЕКТ опытно-
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Тема: «Приобщение детей к ценностям православной культуры, как средство социального развития и гармоничного формирования духовно- нравственной личности.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Транксрипт:

Проект «Развитие ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо» (проект «Я – дитя страны Олоно») Автор проекта: В.С. Аргунова, учитель высшей категории школы 2 г. Якутска

Цель проекта: Цель проекта: Изучение и обоснование педагогических условий развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо. Изучение и обоснование педагогических условий развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо.

Задачи проекта: Задачи проекта: 1. Определить и реализовать в учебной и внеучебной деятельности педагогические условия эффективного развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо. 1. Определить и реализовать в учебной и внеучебной деятельности педагогические условия эффективного развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо. 2. Разработать содержание (программу- ориентир) на материале олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». 2. Разработать содержание (программу- ориентир) на материале олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». 3. Обосновать инновационные формы и методы приобщения детей к ценностям олонхо. 3. Обосновать инновационные формы и методы приобщения детей к ценностям олонхо. 4. Разработать критерии и отслеживать за развитием ценностного потенциала детей. 4. Разработать критерии и отслеживать за развитием ценностного потенциала детей. 5. Разработать методические рекомендации для учителей по проблеме педагогического проекта. 5. Разработать методические рекомендации для учителей по проблеме педагогического проекта.

Объект: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет: педагогические условия развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо.

Гипотеза проекта основана на предположении о том, что эффективное развитие ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо будет эффективным, если: Гипотеза проекта основана на предположении о том, что эффективное развитие ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо будет эффективным, если: - актуализируются этнокультурные, общечеловеческие ценности в олонхо и из его общего содержания выделяются те фрагменты, в которых наиболее отчетливо проявляются ценности- идеалы воспитания созидающего человека (человека Айыы); - актуализируются этнокультурные, общечеловеческие ценности в олонхо и из его общего содержания выделяются те фрагменты, в которых наиболее отчетливо проявляются ценности- идеалы воспитания созидающего человека (человека Айыы); - этнокультурные ценности обосновываются не только как идеалы-ориентиры, но и как источники восхождения к ним, подпитывают сущностные основы личности, обогащают «духовное-Я» каждого ребенка; - этнокультурные ценности обосновываются не только как идеалы-ориентиры, но и как источники восхождения к ним, подпитывают сущностные основы личности, обогащают «духовное-Я» каждого ребенка; - содержание обучения детей найдет воплощение в программе - ориентире, которая предусматривает смыслообразующий потенциал каждого ребенка и ориентирует учителя на творческо- поисковую деятельность; - содержание обучения детей найдет воплощение в программе - ориентире, которая предусматривает смыслообразующий потенциал каждого ребенка и ориентирует учителя на творческо- поисковую деятельность; - «взращение» ценностного потенциала детей достигается при актуализации в ценностях-идеалах путей стремленья к ним и обеспечении активного соизмерения себя с носителями ценностей; - «взращение» ценностного потенциала детей достигается при актуализации в ценностях-идеалах путей стремленья к ним и обеспечении активного соизмерения себя с носителями ценностей; - содержание и методика работы с детьми способствуют психо- эмоциональной удовлетворенности, развитию устойчивых проявлений ценностно-смыслового принятия мира, творческо- познавательной активности, гуманного стиля поведения. - содержание и методика работы с детьми способствуют психо- эмоциональной удовлетворенности, развитию устойчивых проявлений ценностно-смыслового принятия мира, творческо- познавательной активности, гуманного стиля поведения.

Цели и способы реализации: Цели и способы реализации: в 1 классе – ознакомление детей 7 лет с содержанием олонхо, побуждение, поддержка положительной мотивации детей к изучению олонхо и создание условий: в 1 классе – ознакомление детей 7 лет с содержанием олонхо, побуждение, поддержка положительной мотивации детей к изучению олонхо и создание условий: для обнаружения и осмысления ценностей за действиями, фактами, явлениями, происходящими в эпосе; для обнаружения и осмысления ценностей за действиями, фактами, явлениями, происходящими в эпосе; для идентификации себя с человеком Айыы, «примеривания» поступков его к собственной жизни; для идентификации себя с человеком Айыы, «примеривания» поступков его к собственной жизни; для установления собственной причастности к судьбе семьи, к родным местам с эмоционально-нравственных позиций; для установления собственной причастности к судьбе семьи, к родным местам с эмоционально-нравственных позиций; во 2 классе – работа с детьми 8 лет заключается в обеспечении эмпатического и рефлексивного понимания ценностей эпоса и создание условий: во 2 классе – работа с детьми 8 лет заключается в обеспечении эмпатического и рефлексивного понимания ценностей эпоса и создание условий: для обнаружение позитивных ценностей олонхо как закономерностей жизни человека Айыы; для обнаружение позитивных ценностей олонхо как закономерностей жизни человека Айыы; - для осмысления детьми взаимосвязи человека Айыы с родными местами, ураанхай саха; - для осмысления детьми взаимосвязи человека Айыы с родными местами, ураанхай саха; - для установления собственной причастности и ответственности за судьбу родителей, рода и родного края. - для установления собственной причастности и ответственности за судьбу родителей, рода и родного края.

в 3 классе – работа с детьми 9 лет ориентирована на осмысление образа жизни человека Айыы, построенного на идеалах созидания и создание условий: в 3 классе – работа с детьми 9 лет ориентирована на осмысление образа жизни человека Айыы, построенного на идеалах созидания и создание условий: - для обнаружения сюё-ценностей (узловых ценностей) олонхо как способы восхождения к идеалу созидающего человека (Айыы киhитэ); - для обнаружения сюё-ценностей (узловых ценностей) олонхо как способы восхождения к идеалу созидающего человека (Айыы киhитэ); - для осмысления детьми взаимосвязи человека Айыы с судьбой Родины, родного и других народов с толерантных позиций; - для осмысления детьми взаимосвязи человека Айыы с судьбой Родины, родного и других народов с толерантных позиций; - для установления связности с судьбой Родины и других народов. - для установления связности с судьбой Родины и других народов. в 4 классе – работа с детьми предусматривает развитие ценностного потенциала личности детей, ориентированной на этнокультурную компетентность в поликультурном мире и обеспечение условий: в 4 классе – работа с детьми предусматривает развитие ценностного потенциала личности детей, ориентированной на этнокультурную компетентность в поликультурном мире и обеспечение условий: - для обнаружения сюё-ценностей как закономерностей жизни племени Айыы; - для обнаружения сюё-ценностей как закономерностей жизни племени Айыы; - для осмысления детьми связности ураанхай саха с судьбой других племен, судьбой Среднего мира; - для осмысления детьми связности ураанхай саха с судьбой других племен, судьбой Среднего мира; - для осмысления ребенком этнокультурной компетентности как представителя народа саха в поликультурном мире. - для осмысления ребенком этнокультурной компетентности как представителя народа саха в поликультурном мире.

Научно–теоретическая новизна проекта: разработаны и обоснованы: педагогические условия развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо; программа-ориентир «Я – дитя страны Олонхо», комплекс инновационных методов, обеспечивающие успешность развития ценностного потенциала личности детей; разработаны критерии развития ценностного потенциала личности детей и составлены научно-методические рекомендации для учителей начальных классов школ. Научно–теоретическая новизна проекта: разработаны и обоснованы: педагогические условия развития ценностного потенциала детей 7-10 лет на материале олонхо; программа-ориентир «Я – дитя страны Олонхо», комплекс инновационных методов, обеспечивающие успешность развития ценностного потенциала личности детей; разработаны критерии развития ценностного потенциала личности детей и составлены научно-методические рекомендации для учителей начальных классов школ. Практическая ценность проекта состоит в том, что разработанные материалы по проекту: программа- ориентир, содержание и методика работы с детьми, комплекс диагностических методик и мониторинг могут широко применяться на практике начальной школы РС (Я). Практическая ценность проекта состоит в том, что разработанные материалы по проекту: программа- ориентир, содержание и методика работы с детьми, комплекс диагностических методик и мониторинг могут широко применяться на практике начальной школы РС (Я).

Этапы реализации проекта Первый этап ( уч. г.) – поисково-организационный – связан с изучением олонхо, разработкой проекта содержания Первый этап ( уч. г.) – поисково-организационный – связан с изучением олонхо, разработкой проекта содержания программы-ориентира и методики обучения детей в 1 классе и определением критериев развития ценностного потенциала личности детей, проведением мониторинга (отслеживания развития детей). программы-ориентира и методики обучения детей в 1 классе и определением критериев развития ценностного потенциала личности детей, проведением мониторинга (отслеживания развития детей). В результате определились: проект содержание программы, основополагающие методы работы с детьми в 1 классе, установлены критерии и инструментарий мониторинга; проведено изучение базового и промежуточного уровня развития детей. В результате определились: проект содержание программы, основополагающие методы работы с детьми в 1 классе, установлены критерии и инструментарий мониторинга; проведено изучение базового и промежуточного уровня развития детей. Второй этап ( уч. г) – основной – включает апробацию проекта программы-ориентира и технологии развития ценностного потенциала детей на материале олонхо во 2-4 классах; отработка целей мониторинга и его инструментария (методик отслеживания развития детей). Результат: определение содержания программы-ориентира «Я – дитя страны олонхо» по всем возрастам и обоснование основных форм, методов работы с детьми. Второй этап ( уч. г) – основной – включает апробацию проекта программы-ориентира и технологии развития ценностного потенциала детей на материале олонхо во 2-4 классах; отработка целей мониторинга и его инструментария (методик отслеживания развития детей). Результат: определение содержания программы-ориентира «Я – дитя страны олонхо» по всем возрастам и обоснование основных форм, методов работы с детьми. Третий этап (второе полугодие 2011 г. – заключительно- обобщающий – посвящен коррекции содержания и технологии работы с детьми, систематизации и обобщению полученных результатов; подготовке программы-ориентира и учебно- методических пособий к выпуску. Третий этап (второе полугодие 2011 г. – заключительно- обобщающий – посвящен коррекции содержания и технологии работы с детьми, систематизации и обобщению полученных результатов; подготовке программы-ориентира и учебно- методических пособий к выпуску.

Критерии развития ценностного потенциала личности детей: Критерии развития ценностного потенциала личности детей: Высокий: имеет содержательное и в соответствии с возрастом обоснованное представление об олонхо; развиты ценностности преодоления ограниченно-привычных представлений о мире, себе и универсальной бесконечности; развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; ребенок имеет содержательное представление о менталитетных качествах народа саха, о духовной красоте человека Айыы (созидающей личности); идентифицирует, проецирует ценности человека Айыы (богатырей и куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности) и соизмеряет способы восхождения носителей ценностей к идеалу; устанавливает ответственность и связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально благополучен; проявляет отзывчивость и открытость по отношению к своим сверстникам и близким. Высокий: имеет содержательное и в соответствии с возрастом обоснованное представление об олонхо; развиты ценностности преодоления ограниченно-привычных представлений о мире, себе и универсальной бесконечности; развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; ребенок имеет содержательное представление о менталитетных качествах народа саха, о духовной красоте человека Айыы (созидающей личности); идентифицирует, проецирует ценности человека Айыы (богатырей и куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности) и соизмеряет способы восхождения носителей ценностей к идеалу; устанавливает ответственность и связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально благополучен; проявляет отзывчивость и открытость по отношению к своим сверстникам и близким. Средний: имеет частично содержательное и констатирующего характера представление об олонхо; в целом развиты ценностности преодоления ограниченно-привычных представлений о мире, себе и универсальной бесконечности, при этом ребенок часто нуждается стимулируюшей помощи взрослого; развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; имеет представление о менталитетных качествах народа саха, но духовную красоту человека Айыы (созидающей личности) устанавливает при направляющей помощи взрослого; затрудняется в самостоятельном соизмерении с способами восхождения носителей ценностей к идеалу; при помощи педагога идентифицирует и проецирует ценности человека Айыы (богатырей, куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности), устанавливает ответственность, связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально благополучен; проявляет отзывчивость и открытость по отношению к своим сверстникам и близким. Средний: имеет частично содержательное и констатирующего характера представление об олонхо; в целом развиты ценностности преодоления ограниченно-привычных представлений о мире, себе и универсальной бесконечности, при этом ребенок часто нуждается стимулируюшей помощи взрослого; развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; имеет представление о менталитетных качествах народа саха, но духовную красоту человека Айыы (созидающей личности) устанавливает при направляющей помощи взрослого; затрудняется в самостоятельном соизмерении с способами восхождения носителей ценностей к идеалу; при помощи педагога идентифицирует и проецирует ценности человека Айыы (богатырей, куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности), устанавливает ответственность, связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально благополучен; проявляет отзывчивость и открытость по отношению к своим сверстникам и близким. Низкий: имеет поверхностное представление об олонхо; развиты ценностности ограниченно- привычных представлений о мире, себе; не развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; в целом имеет общее представление о менталитетных качествах народа саха, но внутреннюю красоту человека Айыы (созидающей личности) устанавливает при обучающей помощи взрослого; при помощи педагога идентифицирует и проецирует некоторые ценности человека Айыы (богатырей и куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности), не развито соизмерение с способами восхождения носителей ценностей к идеалу; не устанавливает ответственность, связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально тревожен; пассивен в проявлениях отзывчивости и открытости по отношению к своим сверстникам и близким. Низкий: имеет поверхностное представление об олонхо; развиты ценностности ограниченно- привычных представлений о мире, себе; не развиты основы ценностных ориентаций и ценностного отношения к себе, другим; в целом имеет общее представление о менталитетных качествах народа саха, но внутреннюю красоту человека Айыы (созидающей личности) устанавливает при обучающей помощи взрослого; при помощи педагога идентифицирует и проецирует некоторые ценности человека Айыы (богатырей и куо-красавиц как эталонов мужественности и женственности), не развито соизмерение с способами восхождения носителей ценностей к идеалу; не устанавливает ответственность, связность с родителями: семьей, народом, родными местами, краем, Родиной; психо-эмоционально тревожен; пассивен в проявлениях отзывчивости и открытости по отношению к своим сверстникам и близким.

Ресурсная обеспеченность: Ресурсная обеспеченность: 1. Краеведческий музей им. Е. Ярославского. 1. Краеведческий музей им. Е. Ярославского. 2. Национально- художественный музей. 2. Национально- художественный музей. 3. Библиотеки г. Якутска. 3. Библиотеки г. Якутска. 4. Семья. 4. Семья.

Ожидаемые результаты по результатам реализации задач изучаемой проблемы: Ожидаемые результаты по результатам реализации задач изучаемой проблемы: 1. Проектирование развивающей среды ребенка по изучаемой проблеме. 1. Проектирование развивающей среды ребенка по изучаемой проблеме. 2. Выпуск программы-ориентира «Я – дитя страны Олонхо». 2. Выпуск программы-ориентира «Я – дитя страны Олонхо». 3. Выпуск учебно-методических пособий для учителей начальной школы, отражающих систему уроков-занятий с детьми, рабочих тетрадей, творческих работ учащихся и т.д. по теме проекта. 3. Выпуск учебно-методических пособий для учителей начальной школы, отражающих систему уроков-занятий с детьми, рабочих тетрадей, творческих работ учащихся и т.д. по теме проекта. 4. Выпуск методических рекомендаций для учителей, родителей по теме проекта. 4. Выпуск методических рекомендаций для учителей, родителей по теме проекта. 5. Обоснованы критерии, инструментарий отслеживания за развитием ценностного потенциала детей на материале олонхо. 5. Обоснованы критерии, инструментарий отслеживания за развитием ценностного потенциала детей на материале олонхо.

Прогнозирование результата работы по проекту: Прогнозирование результата работы по проекту: принятие субъектами образовательного процесса ценностей якутского героического эпоса – олонхо; «взращение» ценностного потенциала личности детей 7-10 лет, способной к восхождению гуманистическим идеалам в жизни; принятие субъектами образовательного процесса ценностей якутского героического эпоса – олонхо; «взращение» ценностного потенциала личности детей 7-10 лет, способной к восхождению гуманистическим идеалам в жизни; эффективность образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей; эффективность образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей; гарантия семье на содержательное духовно-нравственное развитие ребенка с учетом этнокультурных традиций родного народа; обогащение ценностного потенциала личности ребенка; повышение адаптационных возможностей ребенка в поликультурном мире; гарантия семье на содержательное духовно-нравственное развитие ребенка с учетом этнокультурных традиций родного народа; обогащение ценностного потенциала личности ребенка; повышение адаптационных возможностей ребенка в поликультурном мире; профессионализм и компетентность педагога в обогащении личности ребенка, «взращении» его ценностного потенциала как основы духовно- нравственного развития. профессионализм и компетентность педагога в обогащении личности ребенка, «взращении» его ценностного потенциала как основы духовно- нравственного развития.