Основные элементы лекционно- семинарской системы обучения: Лекции Уроки-практикумы Уроки-диалоги Консультации Семинары Зачеты
Условия функционирования: Четкое планирование всего учебного процесса, видение его от первого до последнего занятия (планирование крупными блоками) Тесная взаимосвязь всех элементов системы Систематическая отчетность учащихся
Ученическая лекция Лекции следует планировать при изучении тем, содержание которых мало знакомо учащимся или требует систематизации, обобщения Не более 35 минут Использование иллюстративного материала Продуманная обратная связь (задания учащимся: следить за объяснением по плану или ключевым словам, записанным на доске; составить план по мере изложения материала; схема-конспект; тезисы)
Лекции по дидактическим целям: Вводные Текущие Обобщающие
Лекции по характеру изложения: Информационные Проблемные Доля лекционных занятий не более 30%
Практикум Роль этих уроков очень важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации
Форма проведения Выполнение заданий индивидуально Попарно В группе Сочетание индивидуальной и фронтальной работы
Характер заданий Работа по плану По инструктивной карточке Обоснование предложенных тезисов В отличие от традиционных уроков, где на самостоятельную работу отводится не более 15 минут, урок-практикум продолжается в течение минут. Учащиеся заранее информируются о таких уроках. Особое внимание на оборудование: атласы, учебники, карточки с заданиями.
Урок-диалог Это занятие, которое строится на неожиданных для учащихся вопросах. Диалог Учитель – класс Группа учеников – класс Между двумя группами Для таких уроков подбираются темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне базовых знаний, сообщений средств массовой информации
Семинар Обобщение знаний по крупным темам Систематизация материала Формирование мировоззренческих идей Усвоение сложных понятий и представлений курса
Этапы подготовки к семинару Заранее учащимся предлагаются вопросы по теме семинара Проведение консультаций Подготовка нескольких учащихся, которые помогают в ведении семинара При изучении крупной темы учитель постоянно готовит учащихся к семинарскому занятию, обращая внимание на сложные вопросы
Типы семинаров Семинары-отчеты (ответы на предложенные вопросы, дополнения к ним, выводы и т. д.) Семинары-обсуждения Семинары-диспуты
Зачет Главная функция – контроль знаний Типы контроля: Текущий Тематический Итоговый К уроку-зачету готовятся длительный срок. Число таких уроков не должно превышать 2-3 в год.
Зачет-автомат Ставится учащимся, активно работающим за проверяемый период
Лекционно-семинарская система обучения имеет ряд преимуществ: осознанность школьниками процесса обучения возможность активного включения в него планирования ими своей деятельности возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности использовать нетрадиционные формы обучения