Санкт-Петербург2013
« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К.Д. Мнемотехника совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Википедия. Актуальность. В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших. Актуальность. В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.
Цели обучения мнемотехнике: формирование ассоциативного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие воображения. Цели обучения мнемотехнике: формирование ассоциативного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие воображения. Основные задачи мнемотехники: развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения; осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение; способствовать психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе; обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга. Основные задачи мнемотехники: развивать общие способности на основе различных видов памяти, мышления, воображения; осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение; способствовать психофизиологической и интеллектуальной подготовке к школе; обучать запоминанию на основе интеллектуального тренинга.
Мнемотаблица - схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица - схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию. Листьяжелтыелетят
Мнемотаблицы используются для решения следующих задач: Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической). Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). Развитие образного мышления (кодирование любой информации). Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. Развитие смекалки, тренировка внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах. Мнемотаблицы используются для решения следующих задач: Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической). Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). Развитие образного мышления (кодирование любой информации). Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. Развитие смекалки, тренировка внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Этапы работы с мнемотаблицами. 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания. Этапы работы с мнемотаблицами. 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания. Требования к мнемотаблицам: Модель должна отображать обобщённый образ предмета; Раскрывать существенное в объекте; Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Требования к мнемотаблицам: Модель должна отображать обобщённый образ предмета; Раскрывать существенное в объекте; Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа: -кодирование элементов информации в зрительные образы; -собственно сам процесс запоминания; -запоминание последовательности информации; - закрепление информации в мозге. Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа: -кодирование элементов информации в зрительные образы; -собственно сам процесс запоминания; -запоминание последовательности информации; - закрепление информации в мозге. Салют над Невой. Иван Шесталов Лишь светлый вечер синевою Коснется улиц на ходу – Как все мальчишки, над Невою Салюта праздничного ждут.
Кораблик Адмиралтейства. Сергей Скаченков. Маленький кораблик В городе огромном В небе над Невою Синем и просторном. Маленький кораблик Высоко плывет. Это символгорода: Здесь рождался флот.
А. С. Пушкин В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами. Темно-зелеными садами Ее покрылись берега.
Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть. Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть. Мы очень любим город свой. Сияет солнце над Невой. Идут дожди, стучат в окно – Его мы любим все равно. Мы в этом городе живем. Он растет, и мы растем.
Список литературы 1.Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва Баласс, Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей лет. Москва, Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед С Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание С Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду С Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г. Интернет ресурсы: